Просмотров: 4193
«Книга Страшного суда». Наверное, многие слышали, что такая есть. О чем она? Когда издана и кто ее автор? Но это не какая-нибудь древняя магическая книга, какой-то вариант Апокалипсиса. Все гораздо прозаичней. «Книга Страшного суда» — это отчет о первой в Европе… переписи населения!
У нас, в современной России, очередная перепись населения закончилась не так давно, и как она проходит, еще никто не забыл. Но трудно себе представить, что подобные государственные мероприятия проводились еще в третьем тысячелетии до н. э. в Египте, Месопотамии, Индии, Китае и Японии. Даже в раннефеодальных государствах ацтеков и майя учеты населения велись незадолго до колонизации этих народов европейцами. Известны переписи Древнего Рима и Древней Греции — например, в Аттике в четвертом веке до н. э. были учтены все взрослые мужчины. Там начиная с 435 года до н. э. регулярно проводился ценз мужского населения на предмет службы в армии. А в Древнем Китае имел место постоянный мониторинг количества жителей — его определяли по весу съеденной за год соли.
Что же касается Европы, то в Средние века она была разделена на столь большое количество сеньорий (вотчин), что провести в них всеобщую перепись не представлялось возможным. Единственным исключением в XI веке стала Англия благодаря вторжению туда в 1066 году Вильгельма Завоевателя. И вышло так, что
завоеватели-французы — выходцы из Бретани и Нормандии — оказались в совершенно чужой для них стране, населенной людьми, даже языка которых они не понимали. И вот желание Вильгельма максимально укрепить здесь свое военное и финансовое положение стало толчком к проведению переписи всего населения тогдашней Англии. В ходе переписи предполагалось оценить, во-первых, хозяйственные ресурсы каждого поместья с целью упорядочения сбора налогов (так называемые «датские деньги»), а во-вторых, точно узнать, какое возможное количество воинов в силах предоставить королю каждое земельное держание.
Решение о проведении переписи было принято на Рождество 1085 года. После чего во все английские графства отправились представители короля.
Королевская перепись завершилась уже к 1088 году, и на основании полученных данных были составлены два тома книги под названием «Domesday Book» — «Книга Судного дня», или «Книга Страшного суда». Назвали ее так потому, что собранные в ней сведения были точны настолько, насколько будут точны сведения, предъявленные Всевышнему в день библейского Страшного суда!
Интересно, что хотя это было уже Средневековье, в Англии по-прежнему использовался труд множества рабов, которых можно было и купить, и продать. Так что такого уж четкого деления на эпоху рабства и феодализма, как этому нас учили в средней школе, там в то время не существовало. А вот крестьяне (вилланы) были довольно зажиточными людьми, потому что для вспашки требовалось восемь волов — четыре запряженные пары, и лорды ценили таких хозяев. Почти половина людей, записанных в «Книге Страшного суда», — это вилланы.
Собственно лордов, находившихся на вершине общества в 1086 году, насчитывалось всего лишь около 200, то есть феодальная знать была численно очень невелика. А вот чего в Англии имелось в достаточном количестве, так это механических мельниц, моловших зерно на муку. В 1066 году их «расплодилось» до шести тысяч — намного больше, чем в Римской Британии, хотя страна тогда была даже более населенной. Но в римское время зерно мололи рабы с помощью ручных мельниц.
Удивительно, но король проявил редкую государственную мудрость, стремясь зафиксировать и оценить потенциальные источники доходов своей страны. Так, ни рыцарские замки, ни какие-то другие строения, если они не были связаны с хозяйственной деятельностью, в перепись не включались, хотя, казалось бы, уж о них-то правителю надо знать. То есть замки — замками, однако короля в первую очередь интересовали доходы его подданных.
Кстати, в результате переписи оказалось, что во всей Англии живет всего-навсего два миллиона человек