Просмотров: 3985
Цари Давид и Соломон — не только персонажи библейских сказаний, но и реальные исторические фигуры. Израильские археологи при раскопках укрепленного города, просуществовавшего в Иудейском царстве с 1020 по 980 год до нашей эры, впервые получили материальные свидетельства из эпохи царя Давида. Они рассказали об особенностях древней иудейской архитектуры.
На раскопках Хирбет-Кейяфа (Khirbet Qeiyafa) — крепости, расположенной сегодня в долине Эла (Elah), в 30 километрах юго-западнее Иерусалима было найдено около 50 комнат, три из которых были святилищами для проведения религиозных церемоний. Именно в них-то ученые и обнаружили большое количество керамических изделий, разнообразных инструментов, произведений искусства, предметы культа, а также две переносных раки, одна из которых украшена изображениями львов.
Из предметов культа интерес представляют пять вертикально стоящих камней (массебот), два алтаря из базальта, два керамических сосуда для возлияний, а также вышеупомянутые раки: одна из глины (20 сантиметров высотой), каменная (35 сантиметров). Эти раки, то есть хранилища для реликвий (ибо у иудеев, в отличие от христиан, в раках никогда не пребывали мощи святых) изготовлены в виде храмов, они представляют собой замечательные модели древнеиудейских архитектурных сооружений.
Так, рака из мягкого известняка, выкрашенная в красный цвет, дает представление о том, как в Иудее того времени крыли крышу. Семь групп кровельных балок по три доски в каждой напоминают греческий триглиф, который можно увидеть, например, на афинском храме Парфенон. Находка из Хирбет-Кейяфы — это самое раннее его использование в мировой архитектуре, известное науке.
Кстати, исследуя эту раку, ученые поняли, что значит слово "слаот", использующееся в описании дворца Соломона (3 Цар 7:1-6). Ранее его переводили как "столбы", однако рака, точно воспроизводящая особенности тогдашней архитектуры, навела археологов на мысль, что, судя по всему, речь шла именно о триглифах. Также культовый предмет пояснил значение другого труднопереводимого слова, "секуфим" — прежде считалось, что оно означает "три окна в ряд", однако, судя по модели, его следует переводить как "тройная утопленная дверь".
Следует заметить, что утопленные двери (то есть находящиеся в углублениях стены) были весьма важным элементом ближневосточных святилищ. Описывая Второй Храм иудеев в Иерусалиме, историк Иосиф Флавий упоминает о том, что двери, ведущие в третий дворик, предназначенный для молитв "vip-персон", были глубоко утоплены в стену, так что оставалось пространство под портиком. В этих нишах молились самые высокопоставленные представители иудеев — первосвященники-коэны. Упоминание об утопленных дверях можно найти и в описании храма Соломона.
Кстати, любопытно, что найденные артефакты оказались на 30-40 лет старше того самого храма Соломона, и такое случилось впервые. Находки тем более ценные, что об Иудейском царстве времен царя Давида ничего не сказано ни в египетских, ни в месопотамских источниках .
Пять лет назад эти бесценные сокровища были обнаружены Йозефом Гарфинкелем (Yosef Garfinkel) из Еврейского университета и его коллегами.
"За несколько лет мы выкопали тысячи костей разных животных: овец, коз, крупного рогатого скота. Однако не было найдено останков свиней, — сказал Гарфинкель в интервью австрийскому сайту Die Presse. — И теперь мы нашли культовые предметы с изображениями человека или животных. Это показывает, что население следовало двум библейским заповедям — запрету есть свинину и табу на изображения. У них был иной культ, отличающийся от культа у филистимлян или хананеев".
Однако именно львы доказывают, что столь часто встречающиеся на севере Израиля изображения людей или животных, не были столь свято соблюдаемым заветом, как это иногда пытаются представить.
Напомним, что запрет на изображения вообще свойственен многим монотеистическим религиям. В Книге Исход говорится, что когда народ Израиля под водительством Моисея ушел из Египта и у горы Синай получил завет от Бога, тот вручил Моисею две каменные скрижали, на которых были начертаны предписания завета. Второе из них гласило: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли" (Исх. 20:4).
Из книги Царств мы узнаем, что Иеровоам построил в северном Ханаане, в Пенуиле святилище для золотого тельца, чтобы жителям не было необходимости совершать длительные путешествия в Иерусалимский храм. А судя по книге пророка Иезекииля (41:18-19), у каждого из херувимов, которых лишь по недоразумению часто представляют в виде "ангелочков", должно было быть два лица — "человеческое" и "львиное".
В древности пограничная крепость Хирбет-Кейяфа (в переводе "Прекрасный холм") располагалась между Иудейским царством и одним из пяти царских городов филистимлян — Геф (точило). Это родина Голиафа. Именно здесь, согласно древней традиции, Давид вышел на бой с филистимлянином-исполином Голиафом, которого поразил в лоб камнем из пращи, а затем отсек ему его же мечом голову.
Тем не менее, судя по найденным комнатам, во времена Давида евреям были знакомы сложные архитектурные стили. А это говорит о том, что уже тогда в Израиле существовало сильное государство с четко выделенной элитой и активным градостроительством, которое вполне было способно выстроить великолепный дворец Соломона и грандиозный храм, описанные в Библии. "Таким образом, гипотезы о том, что царь Давид был мифологической фигурой или вождем небольшого племени, отпадают", — подчеркивает Йозеф Гарфинкель. Можно сказать, что эти находки вернули самому известному царю Израиля и его народу престиж в глазах потомков.