Просмотров: 5138
Человеческие возможности чрезвычайно ограничены. Дабы совершить великие дела, многим смертным не хватает срока, отпущенного им Богом. Даже при том, что они безмерно талантливы...
Но рождаются же гении, которым удается по-своему повернуть ход истории, повлиять на судьбы наций. Что именно подталкивает таких людей к колоссальным достижениям и пьедесталам славы?
Полезные мутации
Генетика по этому поводу говорит следующее. Мутация - это порча генов, а от генов в нашем организме зависит все. И его развитие, и работа всех органов, и выносливость. Плохие гены -плохое здоровье. Однако ученые-генетики уже давно открыли, что некоторые мутации могут приносить живому организму неожиданную пользу. Например, существует мутация, при которой у плесневых грибов повышается уровень выработки антибиотиков, и, следовательно, они лучше противостоят патогенным бактериям. Известный в Швеции ярко-зеленый мутант ячменя гораздо жизнеспособнее нормальных растений. У людей, живущих в "малярийных" районах, мутация, приводящая к изменению формы красных клеток крови, снижает вероятность заболевания. За полезные мутации ухватились в двадцатом веке дарвинисты, считая, что они являются мощным аргументом в пользу теории естественного отбора.
Так-то оно так, но мутация, какая бы она ни была, это все-таки мутация, то есть нарушение генотипа.
Советский ученый -"прислужник империализма"
Данной проблемой генетики занялся гениальный советский ученый Владимир Павлович Эфроимсон (1908-1989). Он изучал связи между различными врожденными патологиями людей и необычайно высоким уровнем творческой, интеллектуальной активности, редкой работоспособностью и целеустремленностью. Обработав огромное количество исторической, генеалогической, медицинской информации, ученый пришел к неизбежному выводу: гениями рождаются. Именно гены, и ничто иное, играли решающую роль в формировании очень многих великих людей прошлого. Среда, исторический момент, воспитание - все это лишь понижало или повышало вероятность реализации гения.
С конца сороковых и вплоть до начала шестидесятых годов генетика в СССР считалась наукой антисоветской, ее называли"реакционными происками вейсманистов-морганистов" и "прислужницей империализма". Понятно почему. О каком равенстве между людьми и народами может идти речь, если все определяется наследственностью? Равенство исключительно в правах советских вождей никак не устраивало. Слишком мало. Желательно побольше: в потребностях, в способностях. Опять же сельское хозяйство. Советские пшеница и кукуруза просто обязаны были расти там, где им приказывала партия. А тут генетики порют досадную чушь про наследственность. "Что это вы все про листики, цветочки и колючки разговариваете, вместо того чтобы урожай поднимать?" - спросил как-то Сталин Николая Ивановича Вавилова. Дальнейшая трагическая судьба ученого известна.
Владимиру Павловичу Эфроимсону в те годы повезло. Он остался жив. Ему пришлось пройти через два ареста, ссылку в казахстанский лагерь, отстранение от научной работы на многие годы. Лишь в середине шестидесятых годов он смог вернуться к генетическим исследованиям. Владимир Павлович получил степень доктора наук (через пятнадцать лет после фактической защиты!) и стал заведующим отделом генетики в Московском НИИ психиатрии Минздрава РСФСР. Однако в 1975 году Эфроимсон покинул институт в знак протеста против использования психиатрических лечебниц в качестве тюрем для диссидентов. Рукопись его монографии "Гениальность и генетика" была депонирована в 1982 году. Широкая публика смогла познакомиться с этой книгой только в 1998 году, то есть через девять лет после смерти ученого. Именно в этой книге Эфроимсон говорит о наследственных факторах повышенной интеллектуальной активности человека.
Гений в"капкане для ног"
Слово "подагра" происходит от греческих "подос" - нога и "агер" - капкан. Еще знаменитые Гиппократ в Древней Греции и Гален в Древнем Риме пытались понять природу этого заболевания. Человек, больной подагрой, испытывает периодические сильнейшие боли в суставах. Чаще всего поражаются суставы больших пальцев ног. Грызущая боль приходит чаще всего ночью. Она настолько сильна, что абсолютно лишает человека сна.
В конце XIX века было тверда установлено, что причиной болей являются кристаллы солей мочевой кислоты, которые откладываются в суставах. Мочевая кислота - это конечный продукт распада органических молекул (азотистых оснований), которые ежедневно поступают в организм человека с пищей. В норме большая часть мочевой кислоты фильтруется почками и выводится из организма. У здорового человека содержание мочевой кислоты в крови не превышает 0,05-0,07 грамма на литр, у подагриков механизм выведения этого вещества нарушен, кислота накапливается в организме, достигая показателя 30 г на литр крови.
Хорошо, но неужели какая-то моча может быть связана с гениальностью? Оказалось, что - напрямую. Впервые указан на то, что гении страдают подагрой гораздо чаще, чем обычные люди, английский ученый Эллис. Эфроимсон, изучив около двух тысяч биографий великих людей, пришел к окончательному выводу: подагра у гениев встречается в 12 раз чаще, чем у обычных людей. Кроме того, дети родителей, страдающих подагрой, заболевают ею в 80% случаев. Это означает, что подагра -наследственное заболевание.
Молекула мочевой кислоты по своему строению очень близка к кофеину и теобромину - известным стимуляторам мозговой деятельности. Таким образом, мозг подагрика постоянно возбужден, как под действием очень крепкого кофе или чая. Только пить при этом ничего не надо. Организм сам вырабатывает себе стимулятор. О том, как приходится за это расплачиваться, мы уже говорили.
В своей книге Эфроимсон приводит краткие биографии более ста великих подагриков прошлого. Среди них много людей, огромное влияние которых на судьбы человечества бесспорно. Это Александр Македонский, Папа Григорий Великий, император Карл Великий, Хубилайхан, Христофор Колумб, Иван Грозный, Борис Годунов, Мартин Лютер, Оливер Кромвель, Джон Мильтон, кардинал Джулио Мазарини, Петр Первый, Бенджамин Франклин, Отто Бисмарк. Конечно, можно сказать, что среди этих людей много тех, кому по рождению была уготована видная роль в обществе. Однако это как раз и есть тот фактор, который повышает вероятность реализации гения. Достаточно вспомнить о том, какое огромное число аристократов и монархов не оставило заметного следа в истории. Удивительна частая встречаемость подагры именно среди полководцев. Трудно представить себе болезнь, более несовместимую с военной походной жизнью. И тем не менее словно мощная сила двигала этих людей вперед, заставляя порой руководить сражениями с носилок.
Великие великаны
Люди с синдромом Марфана рождаются очень редко - в одном случае из пятидесяти тысяч. Болезнь передается генетически, но не всегда проявляется в полной степени и часто приводит к внутриутробной смерти плода. Генетики даже называют эту аномалию "полулетальной". Те, кому посчастливилось дожить с этим заболеванием до зрелого возраста, выделяются среди окружающих людей очень высоким ростом при относительно коротком туловище. У них огромные стопы ног, несуразно длинные конечности, а также пальцы на руках. Кроме внешних признаков, у этих больных врачи констатируют деформацию грудной клетки, аневризм аорты и вывих хрусталика. Казалось бы, просто выжить с такими симптомами трудно. Какие уж тут высокие достижения?
Тем не менее, данная редкая аномалия подарила человечеству несколько замечательных личностей. Дело в том, что при этой болезни в организме все время повышен уровень адреналина в крови. Надпочечники работают гораздо интенсивнее, чем у здоровых людей. Этот гормон сильнейшим образом воздействует на нервную систему, так как участвует в передаче сигналов от одной нервной клетки к другой. В результате люди с синдромом Марфана живут так, как если бы они все время были в состоянии повышенной боеготовности. Они не знают усталости, их работоспособность и желание что-то делать неисчерпаемы. Их храбрость безгранична.
Среди видных политиков с синдромом Марфана наиболее известны миру два человека: Авраам Линкольн и Шарль да Голль.
При росте в 193 см длинные пальцы Авраама Линкольна можно было далеко отогнуть назад. Его худоба была обезображивающей. И при этом - неутомимый борец, блестящий оратор, великолепный стратег и тактик, яркий и находчивый ум. Авраам Линкольн прожил всего пятьдесят шесть лет. Родившись в семье лесоруба, он стал адвокатом, затем членом Конгресса, и президентом США. С необычайной настойчивостью, энергией, выдержкой, здравым смыслом и целеустремленностью он провел тяжелейшую войну за освобождение негров.
Высокий Шарль де Голль казался маленьким, когда сидел, так как его ноги были непропорционально длинны. Узкие плечи, руки, свисающие чуть не до колен, огромные стопы ног, узкое лицо, выдающийся нос. Этот почти уродливый человек сделал для своей страны столько, что про него говорили: он и есть Франция. Энергичность в сочетании с необыкновенно проницательным, предусмотрительным и "нетрафаретным" умом - вот что сделало Шарля де Голля одним из самых крупных деятелей двадцатого века. Еще в двадцатые годы он предсказал германскую оккупацию Франции. Перед самой капитуляцией был назначен помощником военного министра. Когда его призыв перебросить правительство за море и продолжать борьбу не был поддержан, он сам отправился в Лондон. Оттуда прозвучал его знаменитый призыв к французскому народу.
После освобождения Франции он восстановил порядок, создал сильную армию, провел национализацию банков и угольной промышленности. В 1946 году де Голль отказался от поста президента и сел писать военные мемуары. После нескольких лет отсутствия снова решил предложить свои услуги народу, и за него проголосовали восемьдесят процентов избирателей. Оказавшись вновь у власти, он значительно укрепил международные позиции Франции. Франк при нем стал устойчивой денежной единицей. Именно де Голль создал в стране атомную промышленность, дал Франции атомное оружие и стал вести независимую внешнюю политику.
На жизнь Шарля де Голля покушались тридцать два раза, но никакие угрозы не могли заставить его как-то изменить свой политический курс. В течение десятилетий Шарль де Голль был кумиром многих людей во Франции и за ее пределами. Он остается им и сейчас, через тридцать два года после смерти.
Может показаться, что диагноз, поставленный Владимиром Павловичем Эфроимсоном двум великим людям, оскорбителен и недоказуем. Однако ученый пришел к заключению о синдроме Марфана у Авраама Линкольна и Шарля де Голля после изучения историй семей этих людей. Кроме того, он проанализировал все их сохранившиеся портреты, включая словесные описания хорошо знавших их современников. Что касается оскорбительности, то ничего подобного в таком диагнозе нет. Ведь сам по себе синдром Марфана не дает человеку ни таланта, ни цели. Он лишь заставляет организм бешено работать. У человека бездарного и поверхностного он может вызвать ничем не оправданное честолюбие, которое не принесет никакой пользы ни его обладателю, ни тем более его стране. Судьбы Авраама Линкольна и Шарля де Голля говорят о том, что дикий "генетический огонь" был зажжен в действительно чистых сердцах талантливых людей.
Мутация - это еще не талант
В результате всего вышесказанного может сложиться впечатление, что гением может быть только какой-нибудь мутант. На самом деле, и Владимир Павлович Эфроимсон неоднократно это подчеркивал, никакая стимуляция интеллектуальной активности сама по себе не может привести к появлению уникальной творческой и целеустремленной личности. Все генетические нарушения, о которых шла речь, лишь помогали гениям реализоваться, давали им дополнительную энергию. Никакая стимуляция не могла бы заставить Александра Македонского захотеть покорить полмира, Жанну д'Арк - освободить Францию, Петра Первого - преобразовать Россию, То есть одной только мутации недостаточно. А вот необходима ли она - на этот вопрос науке еще предстоит ответить.
Автор: Т.Веденеева
Источник: "Интересная газета. Мир непознанного" №6 2012 г