Просмотров: 4680
К роковой встрече через 25 лет готовятся астрономы, политики и военные. Успеют ли?
ТЫСЯЧА «БОМБ»
Астероиды перестают быть киношной страшилкой. К ним начинают проявлять серьезный интерес не только ученые, но и военные, и политики. Так, на днях на переговорах по ПРО Россия выступила с инициативой под названием «Стратегическая оборона Земли». Глобальный проект предусматривает «совмещение системы противовоздушной, противоракетной и противокосмической обороны в единое целое». Эта систему предлагается направить не столько против ракет, сколько против возможных угроз Земле, исходящих из космоса, - астероидов и осколков комет (см. «КП» за 18.10.2011 и на сайте kp.ru). В Роскосмосе готовится к обсуждению другой проект предотвращения столкновения Земли с небесным телом: создать космический аппарат со специальным предназначением, который позволит избежать встречи. А Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева начал разработку системы космического базирования, предназначенной для уничтожения угрожающих нам астероидов.
Возможные районы падения астероида.Почему все так не на шутку всполошились? Откуда ждать беды? И успеем ли спасти Землю в случае катастрофы? На эти вопросы нам ответил заведующий отделом физики звездных систем Института астрономии Российской академии наук, доктор физико-математических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Олег Малков.
- Олег Юрьевич, есть чего опасаться?
- К сожалению, да. Человечество, наконец, осознало, что проблемой астероидно-кометной опасности нужно обеспокоиться не только на уровне ученых и академий. Поэтому этой задачей занялась и ООН. Мы поняли, что знаем, как много мы не знаем. Вокруг Земли летает около 20 тысяч потенциально опасных очень крупных - больше 140 метров в диаметре - объектов. А тел вроде тунгусского диаметром от 30 метров - еще больше: 200 тысяч. Но мы из них «в лицо» знаем только тысячу. Выходит, мы открыли лишь 10 процентов всего того, что может причинить планете вред.
- Но они же, судя по кратерам, редко встречаются с Землей?
- Да, это так. Если тело типа тунгусского имеет шанс встретиться с Землей примерно раз в 250 лет, то астероид размером в 10 километров упадет на Землю примерно раз в 100 миллионов лет. Но это будет конец для нашей цивилизации.
- Сегодня что нам угрожает?
- Астероид Апофис. Он был открыт в 2004 году. Сближение его с Землей произойдет в 2029-м году. К счастью, некрупный: его диаметр почти двести метров.
- С ним столкнемся?!
- Пока нет. Но пройдет он достаточно близко - 36 тысяч километров. Практически на этом расстоянии находится геостационарная орбита, на которой находятся спутники телевидения. Но потом Апофис вернется. И от того, как он пройдет в 2029-м, как изменится его орбита, мы уже будем знать: при его следующем прохождении в 2036 году состоится столкновение с Землей или нет?
- Может, датчик за это время на него поставить?
- Вот именно! Мы надеемся, что будет организована космическая миссия, в которой Россия будет принимать ведущее участие, чтобы поставить маячок. Сейчас же мы можем только наблюдать его в телескопы.
МЕДНОЙ БОЛВАНКОЙ - ПО КОМЕТЕ
- Как радиомаяк можно поставить на астероид?
- У нас существует несколько успешных полетов к малым телам Солнечной системы. Когда в 1986-м пролетала комета Галлея, то к ней была отправлена целая флотилия космических аппаратов, в частности, наши станции – «Вега 1» и «Вега 2». В 2005-м была космическая миссия, которая называлась «Дип Импакт» (англ. Deep Impact), Тогда космический аппарат НАСА, предназначенный для изучения кометы Темпеля 1, впервые в истории сбросил на комету зонд «Импактор» (медная болванка). Он протаранил ее поверхность, вызвав выброс кометного вещества массой около 10 тысяч тонн. Так был взят анализ состава кометного вещества. Поэтому это не совсем новое для нас дело – подлететь к космическому телу и на него посадить радиомаяк.
- Но подсуетиться бы, наверное, надо раньше 2029-го года?
- Конечно, космическая миссия к астероиду Апофис запланирована на 2018 год. Она разрабатывается совместно Институтом астрономии РАН, Институтом космических исследований РАН и НПО им. Лавочкина.
- Если в 2029-м астероид так близко пролетит, то Землю «крылом» случайно не заденет?
- Нет. Он может повлиять только на искусственные спутники Земли: например, сместить их с орбиты. Но не собьет: спутники мелкие очень. Тогда останемся только без телевидения, и то на недолгое время. Мобильная связь и интернет останутся нетронутыми, так как вышки и сети находятся на Земле. Но если они к 2029 году будут «посажены» на геостационарную орбиту, то тогда и они могут выйти из строя.
- А если в 2036-м Апофис все же упадет на Землю, то куда?
- Это может быть Атлантический или Тихий океаны, Центральная Америка, и от Дальнего Востока до Урала.
- До Москвы не долетит?
- Нет. Но если упадет на сушу, то в основном она российская. Поэтому и хлопоты в основном будут наши. Но с другой стороны, если Апофис рухнет в океаны, то будут цунами. И тогда трагедий хватит на всех. Будут поражены все прибрежные страны сразу.
- Падение астероида приведет к Концу света?
- Нет, что вы! Это будет региональная катастрофа. Будет поражена площадь размером, скажем, с Францию. Падение Апофиса не приведет даже к ядерной зиме.
- Успокоили! Францию, конечно, жалко. Но все же не так страшно.
- Не страшно, если в тайгу упадет. Но и тогда, думаю, пару крупных российских городов мы можем потерять.
С ЗЕМЛИ СОРВЕТ АТМОСФЕРУ
- Для того, чтобы не потерять ни наш город, ни Францию, что можно сделать?
- Все мыслимые методы борьбы с астероидной опасностью можно разделить на две группы: увод и разрушение. Если мы знаем о существовании тела за десятки лет до встречи, то предпочтительнее увод этого тела с орбиты. Даже незначительные изменения его направления движения приведет к тому, что тело просвистит мимо Земли.
- Как сдвинуть «камушек» с орбиты?
- Можно поставить на это тело двигатель какой-то и заставить его работать. Пусть он будет маломощным, но если он будет работать в течение десятков лет, то тело потихонечку с этой орбиту сойдет. И тогда астероид пройдет мимо Земли. Можно поставить солнечный парус, и тогда под воздействием солнечной энергии тоже можно увести тело с орбиты. Или - использовать «гравитационный тягач». Мы запускаем космический аппарат. Он выходит на орбиту вокруг астероида с работающим двигателем. И космический аппарат уходит с орбиты, теперь уже совместной, и утаскивает за собой астероид. Но эти проекты увода нужно начинать сейчас, потому что для их осуществления требуется не меньше десяти лет.
- А после 2029 года у нас останется только семь лет. Значит, этот план устареет?
- Скорее всего, да. Уводить будет поздно. Нужно по нему жахать. Но, конечно, все получится не как в фильме «Астероид», где Землю спасает Брюс Уиллис. Существуют такие расчеты, которые говорят об опасности такого мероприятия. Вот давайте взорвем - и астероид распылится на мелкие фрагменты. Конечно, это будет не пыль, а крупные куски. И что мы получим? Вместо одного большого тела по орбите понесется крупная шрапнель с той же скоростью, будет бить туда же, только при этом поразит гораздо большую площадь. Более того, расчеты показывают, что при выполнении некоторых условий это крошево, пролетая мимо Земли, сорвет с Земли и увлечет за собой атмосферу. Так наша планета останется без воздуха. И будут общие кранты. Поэтому надо хорошо рассчитать, чтобы все осколки улетели в сторону или раздробились в пыль.
- Взрывать астероид будут ядерным зарядом?
- В том-то и дело, что нужно дробить им, но существует международное соглашение о невыводе в космос ядерного оружия. И без преодоления этого соглашения мы таким методом бороться с Апофисом пока не можем.
ЗВОНОК СПЕЦИАЛИСТУ
НА БОРТУ «КАПКАНА» БУДЕТ ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ?
О системе космического базирования для уничтожения астероидов, которая разрабатывается в Государственном ракетном центре имени академика В.П. Макеева, нам рассказал заведующий Звенигородской обсерваторией Института астрономии РАН, кандидат физико-математических наук Сергей Барабанов.
- Сергей Иванович, действительно, существует проект системы космического базирования, которая будет состоять из двух космических аппаратов - «Каиссы» и «Капкана»?
- Да, такая система разрабатывается. И пока находится на уровне проработок. Эти работы у нас не финансируются целевым образом. Работаем за счет внутренних средств. Система состоит из аппарата-разведчика и аппарата-перехватчика. Один смотрит, что за «зверь», другой должен воспроизвести противодействие.
- На борту «Капкана» будет находиться ядерное оружие?
- Да.
- А как же законы по запрету вывода ядерного оружия в космосе?
- Система же находится на уровне теоретических проработок. Поэтому эти запреты даже пока не обсуждаются.
- «Каисса» и «Капкан» существуют только в чертежах?
- Да. Только на бумаге.
- Подобный проект есть у других стран? Или мы впереди планеты всей?
- Кто же расскажет секреты? Ядерное оружие – вещь закрытая. Американцы про взрыв космического тела сняли фильм «Астероид». А мы готовим такой теоретический проект. Ведь когда астероид подлетит к Земле, то там уже будет не до политеса. Придется защищаться любыми средствами. Подспудно имеются в виду форс-мажорные обстоятельства. А насчет вывода и поддержания ядерного оружия на орбите - этого не было и не будет.
- Сколько нужно ядерного заряда, чтобы разрушить тело?
- Этот вопрос прорабатывается в ядерном центре в Снежинске. Ведутся модельные расчеты: что лучше - на поверхности взрывать или немножко заглубляться? Или еще как-то? Количество взрывчатого вещества зависит от ситуации. Во-первых, надо знать, насколько далеко можно произвести взрыв. Во-вторых, надо знать - взрывать с какой целью: разрушить или отклонить направление движения. Продумываются вопросы: как бы хуже не стало от россыпи мелких осколков, и чтобы сам ядерный заряд землянам не повредил. Да и состав таких тел очень разнообразный: может быть груда камней, а может - ледяные тела. Поэтому и нужен сначала разведчик, который полетит, посмотрит, что это такое. А потом будем выбирать способ и количество взрывчатого вещества.
TroliK
А на картинке он прям в Венеру летит! Интересно что будет, если упадет на нее