Просмотров: 3907
Аналогичные мобильные установки создавались и в США. Только вот американцы почему—то не спешат проводить в этой сфере конверсию и превращать свои «лучи смерти» из оружия в устройство по уничтожению насекомых или восстановлению подшипников.
Высокоэнергетический тактический лазер (THEL — Tactical High—Energy Laser) на передвижных платформах разрабатывается в рамках программы «Наутилус» («Nautilus») по заказу Космического и стратегического командования армии США и Министерства обороны Израиля. Главная задача лазера THEL — перехватывать и уничтожать в полете баллистические ракеты ближнего радиуса действия. Непосредственной разработкой и изготовлением THEL занимаются американская компания «ТРВ», специализирующаяся на высокоэнергетических лазерах, и израильская фирма «Рафаэль», занимающаяся производством авиационного оборудования совместно с «Боингом». При этом Пентагон брал на себя выделение 89 миллионов долларов, а израильское министерство обороны — 59,5 миллионов долларов.
Финансирование проекта началось в 1995 году, когда «ТРВ» выделили 2,5 миллиона долларов. Израиль добавил к этой сумме 600 тысяч, взяв на себя подготовку транспортного средства, технического персонала и учебных целей. Заинтересованность Израиля в этом проекте понятна: лазерная установка должна защитить границы Израиля от ракет Ирака и реактивных снарядов «Хизбаллы».
В качестве прототипа для THEL был выбран «MIRACL» — инфракрасный химический лазер, работающий на смеси газов дейтерия и фтора. Особый интерес к такой смеси объясняется тем, что лучи, генерируемые ею, практически не поглощаются атмосферой. Сообщалось, что «MIRACL» достигает в луче мощность в 2,2 мегаватта. В качестве устройства наведения и контроля использовалось оборудование «Морской свет» («Sea Lite»), построенное когда—то для перспективных лазерных установок, защищающих боевые корабли от вражеских ракет.
Новый лазер и система наведения проекта «Наутилус» были впервые испытаны вместе на полигоне Уайт Сандс (Нью—Мексико) в феврале 1996 года. Лазер проработал 15 секунд, и при испытаниях, как утверждают представители Пентагона, его не выводили на полную мощность. Однако и той энергии, которую он излучал хватило, чтобы подорвать ракеты систем залпового огня «БМ–13» («Катюша») и «БМ–21» («Град»). Специалисты компании «ТРВ» доказали реалистичность своего проекта и получили финансирование в полном объеме.
В результате был создан целый комплекс, состоящий из трех основных систем: лазера, устройства слежения и целеуказания и контрольно—командного пункта, обеспеченного связью и компьютерами управления. В июне 2000 года на том же полигоне система продемонстрировала свою высокую эффективность, сбив в полете несколько снарядов «катюш». Еще через два года, в ноябре 2002 года, был сбит артиллерийский снаряд — гораздо меньший по размерам и передвигающийся с огромной скоростью. В настоящий момент ведется подбор машин для транспортировки всей установки на большие расстояния. Предполагается, что после небольшой доработки лазер можно будет перевозить с помощью стандартной военной бронетехники.
Серийная установка должна появиться в течение ближайших лет. Израиль предполагает заказать три стационарные и тринадцать мобильных установок для защиты своих границ. А военные США в свою очередь собираются расширить возможности установки для того, чтобы перехватывать в полете управляемые бомбы, ракеты или даже вражеские самолеты. По расчетам Пентагона, невидимые «лучи смерти» станут частью развертываемой Национальной противоракетной обороны, а также послужат борьбе с международным терроризмом…
* * *
В свою очередь, после возникновения реальной угрозы террористических актов, направленных против гражданских самолетов, российские конструкторы предложили использовать в авиации уже готовую лазерную систему, способную сбивать ракеты переносных зенитно—ракетных комплексов типа «Игла» или «Стингер». Об этом заявил один из создателей отечественного ракетного оружия — доктор технических наук Юрий Сизов.
По его словам, «оборонно—промышленный комплекс РФ располагает эффективными технологиями противоракетной защиты военных самолетов в ближней зоне». В случае необходимости эти проекты могут быть использованы и для обеспечения безопасности пассажирских самолетов.
По мнению Сизова, перспективные системы ПРО самолетов гражданской авиации, «как правило, должны включать в себя несколько бортовых и наземных радаров, ведущих поиск целей в воздушном пространстве по маршруту следования авиалайнера». Если самолет подвергнется атаке с земли, то система наведения ракеты переносного зенитного ракетного комплекса подавляется мощным излучением бортовой системы ПРО. При этом все действия по защите самолета проводятся в автоматическом режиме. Стоимость такой системы не должна превысить миллион долларов.