Просмотров: 3363
Если мы хотим сохраниться, выжить и развиваться, мы должны идти за пределы Земли
ПЛАН «ВТОРОГО ЧЕЛОВЕКА НА ЛУНЕ»
Самый известный астронавт НАСА, ставший вторым в мире человеком, ступившим на поверхность Луны, Эдвин Олдрин еще во время празднования 40-летнего юбилея высадки американцев на Луну, три года назад, выступил с поразительным по своей бесшабашности предложением: взять да и отправить добровольцев-невозвращенцев на Марс.
- Нет никакого смысла отправляться в такую даль, чтобы быстро вернуться, - объяснял он суть своего плана. - Это невероятно расточительно. Да и шансов, что полет в оба конца пройдет благополучно, мало. Поэтому нужна группа добровольцев, согласившихся полететь на Красную планету и никогда не возвращаться на Землю. Как это когда-то сделали первые переселенцы из Старого Света в Новый.
Согласно плану Олдрина, в 2030-2040-х годах, когда НАСА прогнозирует полет на Марс, надо отобрать 30-летних добровольцев. Затем им дадут пять лет испытательного срока, во время которого они должны хорошенько подумать, точно ли они смогут навсегда распрощаться с Землей. Если люди не поменяют своего решения, то после подготовки смогут стартовать (см. «КП» здесь).
- А еще лет через тридцать, когда им исполнится 65 лет, и пора будет выходить на пенсию, кто знает, может быть, мы и сможем вернуть их обратно, - обнадежил астронавт. - Если захотят…
Олдрин тогда уверял, что невозвращенцы обязательно найдутся. И даже назвал несколько фамилий американских ученых, которые были согласны пойти на такую жертву ради науки.
Такие энтузиасты-смельчаки нашлись и в России.
1000 КИТАЙЦЕВ НА МАРСЕ
- Мы завязли на Земле, - сокрушался на недавно прошедшем в Москве Международном конгрессе «Глобальное будущее 2045» космонавт-испытатель, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Сергей Кричевский. - За почти 50 лет, начиная с полета Гагарина, вне Земли побывало всего около 500 человек. Да и дальше околоземной орбиты мы за это время так и не вырвались. Сегодня вся наша экспансия в космос, по сути, зациклена на системах телекоммуникаций, навигации типа ГЛОНАСС и на перспективах массового космического туризма.
Ни у Роскосмоса, ни у НАСА вопрос о расселении человечества, как о стратегии, не стоит. А если мы хотим сохраниться, выжить и развиваться, мы должны идти за пределы Земли, потому что нашу планету придется когда-нибудь покинуть. Может наступить момент, когда земные и космические катастрофы приведут нас на грань умирания. Не исключено, что Солнце потухнет, и Земля погибнет. И человечество упустит свой шанс выжить.
И Кричевский представил план помасштабнее, чем у Олдрина.
- Я предлагаю проект широкого объединения людей, мечтающих о полете в космос, жизни в нем, о расселении человечества в космосе, - призывал Сергей Владимирович. - Назовем их «космическими добровольцами». Процесс их расселения должен проходить под эгидой Организации Объединенных Наций. Первые небольшие поселения должны появиться на Луне в 2030-х годах, а в 2050-х - на Марсе. Пока возможность космической экспансии существует, пока мы окончательно не завязли на Земле, предлагаю конгрессу выступить с инициативой расселения вне Земли, обратиться к обществу, политикам, бизнесменам, ученым - поставить проблему. Стратегия должна быть принята на политическом уровне.
После выступления космонавта скептики в кулуарах конгресса посмеивались над этой зетеей, называли маниловщиной. Но не так давно появилось невероятное сообщение из Китая.
- Китайцы хотят на Марс отослать тысячу китайцев, - рассказывал Кричевский. - И если произойдет катаклизм на Земле, то будет использован этот резервный потенциал. Они вернутся. И только представьте: тогда вся Земля станет китайской.
«Деза» это или нет - неизвестно. Китай - страна закрытая. Но учитывая тот непреложный факт, что КНДР на глазах становится сверхдержавой, в этот слух как-то легко верится.
- Сергей Владимирович, а сколько, по вашему, человек захотело бы улететь с Земли? - поинтересовалась я.
- Костяк может составить тысячу человек. 500 из них - это профессиональные космонавты. А остальные, как я, прошли подготовку для пилотируемых космических полетов. А из обычных людей в эту команду могли бы войти от 30000 до 50000 землян. Именно столько человек принимали участие в национальных конкурсах по отбору претендентов на полет в космос в 1959-1992 годах. А в начале этого года, когда Центр подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина объявил конкурс по отбору кандидатов для полета на Луну, нашлась сразу сотня желающих.
Колония на Марсе. Так ее видят художники.
Колония на Марсе. Так ее видят художники.
«ПОСЛЕДНЯЯ СОБАКА»
По словам Кричевского, еще нет ответов и на такие вопросы: как обеспечить автономную жизнь, используя местные ресурсы? Как сохранить статус человека, чтобы он не выродился, не стал уродом под воздействием внеземной среды? И самый главный вопрос: как размножаться?
- Гагарин в кулуарах задавался таким вопросом: «Я последняя собака или первый человек в космосе?» Ведь до него летали собаки. А сейчас вопрос можно поставить по-другому: нынешний современный космонавт - это последний человек в космосе или последний постчеловек, первый биоробот? Ведь наше тело, как бы медицина ни боролась, подвержено массе радиационных рисков, которые пока не преодолимы. И мы знаем: родить человека в космосе - это в лучшем случае получить урода. Поэтому эта проблема пока непреодолима. Не понятно: если на ПМЖ в космос отправятся только взрослые люди, то для размножения им тогда придется все время прибегать к каким-то технологиям. А может нам удастся преодолеть эту проблему в процессе развития: и люди смогут себя репродуцировать в космосе, например, полностью где-то создав земные условия.
Лучшее решение этого вопроса предлагает Общественное движение «Россия 2045».
- На Земле можно создать биороботов, двойников космонавтов, - предложил лидер движения «Россия 2045» Дмитрий Ицков. - Тогда этот «клон» будет работать в паре с космонавтом. Причем, такая пара должна совместно эволюционировать. И поскольку в космосе опасно, сначала отправится туда двойника космонавта. Но будут оставаться работать так сказать «на связи», сохранять информационное взаимодействие, и двойник с течением времени будет превращаться в полную копию человека - с переносом сознания личности.
- Сейчас пока есть «окно», чтобы создавать команды переселенцев, возводить поселения на Луне и Марсе, собирать роботов, - подытоживает Кричевский. - Но, может, через 20 или 50 лет это «окно» закроется, и нам станет вообще не до того. И мы можем завязнуть, погрязнуть и захлебнуться здесь, на Земле.
...Проект Сергей Кричевского «Космические добровольцы»: объединение людей, мотивированных на жизнь вне Земли заканчивается торжественно: «Добровольное и открытое объединение людей, мотивированных на жизнь вне Земли, во всемирную ассоциацию позволит мобилизовать часть ресурсов Человечества-1, необходимую для практического решения задачи расселения в космосе и создания в ближайшие десятилетия постоянной автономной колонии вне Земли и последующего практического решения задачи расселения в космосе Человечества-2.
Создание Человечества-2 привело бы к ситуации альтернативной цивилизации, что способствовало бы преодолению пороков земной цивилизации, выживанию и развитию единого Человечества».
Идею невозвращенцев сегодня активно поддерживают и ученые. Так, в издании Journal of Cosmology недавно появилась статья известных американских исследователей Дирка Шульце-Макуша и Пола Дэвиса, в которой предлагается отправить на Марс астронавтов без права возвращения для создания первой постоянной колонии. «Время от времени, - пишут авторы, - им будут присылать определенные вещи. Но в целом марсианам придется заботиться о себе самостоятельно: добывать воду, строить жилье, получать питательные вещества, налаживать процессы минеральной и химической переработки».
Кстати, сотрудники Аризонского университета и компании Sadler Machine (США), в заботе о первых переселенцах уже разработали складной парник, способный стать прообразом теплиц, в которых будет созревать пища для жителей лунных и марсианских колоний. Полным ходом идет сегодня и разработка новых двигателей, которые поднимут ракету с минимальным расходом горючего и позволят благополучно «примарсианиться».
ЗВЕЗДНЫЙ КОРАБЛЬ
Как бы планы Олдрина и Кричевского не казались «маниловщиной», к ним, как ни странно, прислушались. Как стало известно, специалисты НАСА и Управления перспективных исследований МО США (DARPA) начали работу над проектом новой миссии под амбициозным названием «Звездный корабль столетия» (Hundred Year Starship). Эта миссия направлена на создание первого в истории человечества космического корабля с переселенцами на другие планеты.
- Миссия рассчитана на много миллиардов долларов и призвана колонизировать все, что только можно, – заявил Саймон Пит Уорден, директор исследовательского центра Эймса (Ames Research Center), крупнейшей научно-исследовательской организации НАСА, под эгидой которой и будет создаваться «Звездный корабль столетия». И доверительно признался:
- Двадцать лет назад о таком проекте можно было только шептаться в темных коридорах под страхом увольнения. Ларри Пейдж - соучредитель Google - спросил меня пару недель назад, сколько это будет стоить, и я сказал ему, что семь миллиардов. Его ответ был таким: «Сможете уложиться в $1–2 млрд?» Так что речь теперь идет уже всего лишь о цене вопроса.
Предварительная смета миссии – семь миллиардов долларов. Сто тысяч получены в виде гранта от Национального научного фонда (NSF), еще миллион – от DAPRA. Остальные деньги НАСА надеется получить от самых главных миллиардеров мира и уже начало с ними по этому поводу связываться.
Вот только психологов беспокоит вопрос: смогут ли все-таки люди улететь навсегда? Бросить своих родственников и друзей, да и отпустят ли те их? Психологи и психиатры НАСА сегодня активно изучают реакцию на длительную изоляцию и расставание с близкими.
МНЕНИЕ ДРУГОГО КОСМОНАВТА
Космонавт-испытатель, руководитель Кластера космических технологий и телекоммуникаций Фонда Сколково Сергей Жуков:
- Я верю в то, что в 21 веке мы оставим солнечную систему, Луну, Марс и полетим дальше. Люди могут жить даже на астероиде. В космос полетят семейные пары. Встанут вопросы освоения дальних миров, не очень дружественных нам. Как например Венера или спутник Юпитера Европа. Туда лучше посылать сначала биороботов. Нам необходимо будет на этом долгом пути вырабатывать основы новой этики, заниматься ускоренной эволюцией человека, космонавта, жителя Космоса. Перед нами встанут вопросы нового космического человечества.
КСТАТИ: ОПАСНО!
Космические путешествия вредны для мозга
Под сомнение поставлена американскими учеными сама возможность человечества совершать длительные космические одиссеи и даже вырваться за пределы Солнечной системы. Специалисты НАСА утверждают, после месяца пребывания человека в космосе в головном мозге начинают развиваться «потенциально серьезные аномалии».
К такому выводу пришли медики, когда сделали магнитно-резонансное сканирование мозга 27 американских астронавтов, которые провели на борту МКС более ста дней. У них была обнаружена деформация либо дна глазных яблок, либо оптического нерва и либо нижнего мозгового придатка (гипофиза).
Выявленные изменения напоминают те, что происходят при заболевании, связанном с повышенным внутричерепным давлением. Пока ученые не могут объяснить, почему аналогичные симптомы и нарушения возникают после продолжительного пребывания в космосе.
- Воздействие космического пространства на зрение способно стать тем фактором, который не позволит человеку совершать длительные полеты, - скептически заметил профессор университета Техаса Ларри Крамер.
ЦИТАТЫ ИЗ КНИГИ КОНСТАНТИНА ЦИОЛКОВСКОГО
Прообразом и первым «космическим добровольцем», несомненно, был сам основатель космонавтики Константин Циолковский. Он впервые сформулировал условия массового появления таких людей в своей книге «Вне Земли».
«Пока на Земле строили реактивные приборы..., — население ее мечтало, спорило, читало все, что писалось по поводу новых заатмосферных колоний. Были и противники переселений, и равнодушные, и горячие сторонники их. Последних было больше всего. Уже появилось в свет множество книг, специально посвященных жизни вне Земли. С особенным удовольствием рассматривали забавные иллюстрации с изображением жизни будущих колоний. Прежде всего на эти картинки накидывались дети, потом юноши и, наконец, взрослые... Были споры, кого назначить для роли первых колонистов. Половина всего населения — два миллиарда человек — на словах изъявляли к тому готовность, но в душе многие думали: «Пускай сначала кто-нибудь другой, а потом уж я, еще поспеем» (с. 144-145).
«Если ... эти люди недостаточно чисты душой... таких лучше оставлять на Земле. Не всех же отправлять!.. На небеса сначала будут отправлять очень немногих и притом самых совершенных в физическом и, главное, нравственном отношении. Затем будут отправлять только избыток населения, обременяющий Землю» (там же, с. 145 — 146).
«Для заселения колоний выбирали лучших людей: уживчивых, кротких, находчивых, работящих, физически выносливых, не старых и, по возможности, не связанных еще браком. Но избранных оказывалось чересчур много, и поэтому по необходимости они собирались еще на Земле в общежития, жили вместе, изучали друг друга к делали из своей среды новый выбор. Но опять-таки получался избыток, которому не могли доставить место вне Земли. Пришлось выбирать в третий раз. Это были почти идеальные мужчины и женщины, ангелы в человеческом образе. Однако этих «ангелов» подвергали очень грубым испытаниям, прежде чем отправлять на небеса» (там же, с. 176.).
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Сергей Кричевский - космонавт-испытатель, доктор философских наук, кандидат технических наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Действительный член Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, вице-президент Московского космического клуба.
Родился в 1955 году в гроде Лесозаводске Приморского края в семье военнослужащего. После окончания школы в 1972 году в Благовещенске учился в Армавирском высшем военном авиационном училище летчиков войск ПВО, которое окончил в 1976 году. 25 лет служил в авиации ПВО и ВВС Министерства обороны СССР и РФ. Военный летчик 1-го класса, пилотировал самолеты-истребители МиГ-21, МиГ-23 и Су-27.
Автор книги «Аэрокосмическая деятельность» (М., 2012).