onua.org » Космос » Почему погибла жизнь на Марсе

Почему погибла жизнь на МарсеВ сентябре 2007г. к Марсу отправился большой исследовательский зонд, принадлежащий США, который должен был свершить посадку на Северном полюсе знаменитой Красной планеты. С этого начался проект «Феникс», главной целью которого было выявление на Марсе воды и возможных следов жизни.

Спустя восемь месяцев, в конце мая 2008г, зонд спустился в намеченном районе. Станции удалось сфотографировать лужицы воды, возникшие в результате таяния льда при выбросе горячего воздуха посадочным двигателем. Ковш экскаватора начал раскапывать почву для анализа марсианской поверхности и розыска следов жизни. «Феникс» постоянно ретранслирует информацию на Землю при помощи двух зондов, вращающихся на орбите Марса.

Марс давно нарекли «Красной планетой». Яркий алый диск, висящий на горизонте ночного неба в годы Великих противостояний, в тот момент, когда данная планета максимально приближалась к Земле, всякий раз вызывал у людей некие тревожные эмоции. Не случайно ли еще вавилоняне, а затем античные греки и античные римляне ассоциировали Марс с богом войны Аресом или же Марсом и веровали в то, что при появлении яркой звезды во время Великих противостояний, несомненно, связано с началом жестоких войн. Данная мрачная примета, к сожалению, довольно часто оказывалась пророческой, например, Великое противостояние Марса в период 1940-1941 годов совпало с началом. Второй Мировой войны.

Многих интересует вопрос – почему Марс красный? Откуда данная краска крови? Как ни необычно, подобный окрас планеты и крови объясняется практически одним и тем же фактором: обилием оксида железа. Как известно, оксиды железа являются окрашивающим элементом гемоглобина крови; оксиды трехвалентного железа, объединенные с песком и пылью, полностью покрывают поверхность Марса. Американские и советские космические станции, совершавшие посадку в марсианских пустынях, смогли передать на Землю цветные изображения обширных каменистых равнин, засыпанных рыхлым красным железистым песком. Несмотря на то, что марсианская атмосфера слишком разрежена, пылевые бури тут необычайно сильные. Порой случается, что из-за пыли астрономы месяцами не имеют возможности наблюдать за поверхностью этой планеты.

Космические станции США передали довольно полные сведения о химическом составе поверхности Марса и коренных горных пород: на планете доминируют глубинные темные породы – базальты и андезиты с высоким содержанием частиц закиси железа (примерно 10%), входящего в состав силикатов; данные породы перекрыты грунтом, – который является продуктом выветривания различных глубинных пород. В грунте значительно повышено количество оксидов железа и серы – до 20%. Это указывает на то, что особый красный марсианский грунт в большей части состоит из гидроксидов и оксидов железа с примесью сульфатов кальция и магния и железистых глин. На Земле грунты подобного типа тоже встречаются достаточно часто. Геологи называют их красноцветными корами выветривания. Формируются они в условиях высокотемпературного климата, свободного кислорода атмосферы и обилия воды. Очевидно, что и на Марсе красноцветные коры появлялись в подобных условиях.

Красноцветные коры выветривания на нашей планете появились с незапамятных времен, как только в атмосфере появился свободный кислород. Ученые подсчитали, что свободный кислород, представленный в земной атмосфере зеленые растения изготовляют по геологическим меркам практически моментально – за 3,7 тысячи лет! Но в случае если земная растительность погибнет, то весь свободный кислород исчезнет практически мгновенно: он снова вступит в химическую реакцию с органическим веществом, которым изобилует поверхность планеты и войдет в состав углекислоты, а еще окислит железо, имеющееся в горных породах. В атмосфере Марса теперь только 0,1% кислорода, но 95% углекислого газа; остальное – аргон и азот. Для превращения Марса в целиком «Красную планету» теперешнего количества кислорода в его атмосфере конечно недостаточно. Следственно, «ржавчина» в таких большущих количествах появилась там не теперь, а много ранее.

Постараемся подсчитать, сколько должно быть изъято свободного кислорода из атмосферы Марса для формирования марсианских красноцветов? Общая поверхность Марса составляет 28% от поверхности Земли. Для формирования коры выветривания общей площадью 1 километр из атмосферы планеты было изъято более 5000 трлн. тонн свободного кислорода. С учетом столь огромного количества кислорода, ранее присутствовавшего в атмосфере Марса, можно предположить, что жизнь на «Красной планете» была!

На основе анализа красных песков ученые выявили потрясающую их особенность: они обладают магнитными свойствами! Красноцветы Земли, имеющие подобный химический состав, немагнитны. Данное резкое различие в свойствах объясняется тем, что в основе «красителя» в красноцветах нашей планеты выступает оксид железа – гематит (от греческого термина «гематос» – кровь) с незначительной примесью лимонита, а на Марсе главным красителем служит маггемит. Это особая красная магнитная окись металла, имеющая структуру свойственную магнитному минералу магнетиту.

Гематит и лимонит – довольно широко распространенные руды железа на Земле, а маггемит среди горных пород, конечно, присутствует, но крайне мало. Он формируется периодически при окислении распространенного магнетита. Маггемит – неустойчивый минерал, при нагревании более 220оС он утрачивает свои магнитные свойства и переходит в гематит.

Маггемит считался на Земле редким минералом до того момента, пока геологи не выявили, что территория Якутии практически засыпана гигантским количеством магнитной окиси железа. Первые следы наличия маггамита были обнаружены геологической группой, когда во время поиска алмазоносных кимберлитовых трубок проявлялось довольно большое число «ложных аномалий». По своим свойствам они были очень схожи с кимберлитовыми трубками отличаясь повышенным сосредоточиванием магнитной окиси железа. С открытием залежей маггамита в Якутии, возник вопрос о его происхождении и столь ограниченной территории распространения.

Существует версия, что ответ необходимо искать в результатах находки гигантского метеоритного кратера расположенного в бассейне реки Попигай в Сибири. Диаметр Попигайского кратера составляет 130 километров. Данное страшное крушение произошло примерно 35 миллионов лет назад. Вполне вероятно, оно определило границы двух различных геологических эпох – олигоцена и эоцена, на рубеже которых археологи обнаружили следы резкой перемены типов жизни.

Археологи указывают, что энергия космического удара воистину была чудовищной. Диаметр упавшего астероида 8-10 километров, масса – примерно три триллиона тонн, скорость – 20-30 км/с. Астероид пробил атмосферу, словно пуля лист бумаги. Высвободившаяся энергия удара расплавила несколько тысяч кубических километров расположенных в непосредственной близости горных пород, смешав в одно целое осадочные породы, базальты, граниты. В радиусе 4 тысяч километров погибли все формы жизни, испарилась вода озер и рек, а по поверхности Земли прокатилась волна космического пламени.

О том, что давления и температура в момент удара были огромными, свидетельствуют особенные минералы, которые теперь присутствуют в горных породах образовавшегося Попигайского кратера. Они, несомненно, могли появиться только при давлениях в несколько сотен тысяч атмосфер, что не свойственно общему физическому состоянию атмосферы Земли. Это сложные трансформации кремнезема – стишовит и коэсит, а еще гексагональная трансформация алмаза – лонсдейлит. Выходившие на поверхность грунта красноцветные лимонитовые коры при столь значительном ожоге превратились в красную железную магнитную окись – стабильный маггемит.

Открытие в Якутии большого количества особой красной магнитной окиси – ключ к разгадке характерной для красноцветных кор на поверхности Марса магнитности. Так как на этой планете больше сотни метеоритных кратеров, размер каждого из которых гораздо крупнее Попигайского, а мелких – и вовсе не счесть. Марсу, конечно же «сильно досталось» от постоянных метеоритных бомбардировок. Стоит отметить, что многие кратеры – относительно молодые.

Ученые утверждают, что воды на Марсе, конечно, было очень много. Доказательством этого являются полученные космическими аппаратами снимки грандиозных речных долин и разветвленной речной сети, подобных знаменитому каньону Колорадо в Соединенных Штатах. Замерзшие озера и моря Марса теперь, наверное, засыпаны красными песками. Аналогично с Землей, Марс пережил периоды Великих оледенений. На нашей планете последний Ледниковый период завершился всего 12-13 тысяч лет тому назад. И теперь мы живем в эпоху настоящего глобального потепления. Снимки Марса демонстрируют, что там также происходит постепенное оттаивание многокилометрового слоя мерзлоты. Подтверждает это наличие больших оползней тающего красноцветного грунта в районах склонов речных долин. Так как климат Марса значительно холоднее земного, то и из эпохи последнего Ледникового периода, планета выходит несколько дольше.

На вопрос: «Есть ли сегодня жизнь на Марсе?..», нужно отвечать: «Действительно жизнь на Марсе когда-то была!» Теперь она, видимо, всецело отсутствует, прежде всего, это связано с отсутствием кислорода в марсианской атмосфере.

Что же могло уничтожить жизнь на этой планете? Понятно, что это случилось вследствие Ледниковых периодов. История Земли довольно убедительно демонстрирует, что к оледенениям жизнь все же ухитряется приспособиться. Наиболее вероятная версия – жизнь на соседней «Красной планете» была погублена ударами огромных астероидов. А свидетельством этих ударов выступает красная магнитная окись железа, которая и делает планету «Красной»!
Вы читаете новость Почему погибла жизнь на Марсе если Вам понравилась статья Почему погибла жизнь на Марсе, прокоментируйте ее.