Просмотров: 4605
Ученые готовят земные микроорганизмы к жизни на Марсе. Российские ученые провели серию опытов с тем самым веществом, которое обнаружил марсоход Curiosity и с земными бактериями.
Сотрудники факультета почвоведения МГУ установили, что некоторым сообществам земных микроорганизмов не страшны условия Марса — ни вакуум, ни радиация, ни сильные окислители, включая перхлорат, который недавно выкопал на этой планете марсоход Curiosity. Иными словами эти бактерии могли бы долгое время жить в условиях Красной планеты.
В эксперименте приняли участие как бактерии из вечной мерзлоты, так и из аридных почв — развивающихся в условиях засушливого климата. — Мы смоделировали ситуацию Марса, как можно ближе к реальной. В Физико-техническом институте им. А. Ф. Иоффе сделали специальную климатическую камеру, по тем параметрам, которые существуют на этой планете. Испытали в этой камере несколько образцов микробных сообществ — из аридных почв и антарктического грунта — и выяснили, что высокие концентрации окислителей, радиация, низкое давление и температуры не противоречат возможности адаптации и длительного выживания на Марсе этих микроорганизмов, — объясняет суть экспериментов старший научный сотрудник факультета почвоведения МГУ Елена Воробьева.
Ранее разные группы ученых уже неоднократно проводили исследования воздействий экстремальных условий на микроорганизмы. Принципиальное отличие новых экспериментов в том, что они проводились не с отдельными колониями бактерий, а с целым сообществом микроорганизмов. «Чтобы понять как едет автомобиль нужно исследовать его и целиком, а не только по отдельным запчастям», — поясняет Елена Воробьева.
Бактерии в сообществах выживали при температурах от -50, до +50, при давлении меньше чем в один торр и при воздействии высоких доз облучения (25 Mrad). При этом бактериальные сообщества выжили при получении доз считавшихся ранее стерилизующими, и не погибли при воздействии критических значений кислотности. Ученые считают, что поодиночке микробные культуры бы не имели шансов на выживание, но смогли приспособиться именно в сообществах. Любопытно, что некоторые микроорганизмы даже сохранили метаболические и репродуктивные функции.
Не менее важно, что в эксперименте участвовало то самое вещество, которое нашел марсоход. По сути доказано, что грунт Марса не губителен для жизни, и его радиация терпима для микроорганизмов.
Правда, ученые давно предполагали, что в грунте планеты высокое содержание перхлората, косвенные свидетельства этого ученые получили еще в результате программы НАСА «Викинг». Сейчас ученые из МГУ продолжают эксперименты в климатической камере увеличивая дозу радиации и пытаясь найти критическую. В течение года Воробьева обещает завершить работу.
В ученой среде знают об этих экспериментах, которые по сути продолжают работу известно ученого Давида Гиличинского — профессора Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН, который активно исследовал Арктику и Антарктику, на предмет обнаружения микроорганизмов, приспособленных к экстремальным условиям. — Микроорганизмы очень быстро адаптируются к любым условиям. В мерзлоте они находится в стадии неактивной и у них есть все механизмы, чтобы сохранять себя в том состоянии которое у них было миллионы лет назад. Бактерии сильно замедляют метаболизм. У клеток есть протекторные вещества, которые не дают им замерзнуть. Но как только условия станут более благоприятными начнется более интенсивный метаболизм и они вернуться к жизни, — комментирует старший научный сотрудник лаборатории почвенной микробиологии Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН Татьяна Демкина.
Любопытно, что при этом, как клетка также быстро адаптируется к благоприятным условиям, так и к неблагоприятным. Попадая в питательную среду она может быстро потерять все свойства, которые у них были для выживания в экстремальных условиях. Поэтому ученые и считают наиболее подходящими для экспериментов клетки, которые миллионы лет находились в «законсервированном состоянии» и обладают нетипичными для остальной жизни на Земле механизмами выживания.