Просмотров: 3853
Пожалуй, тема контакта с иными цивилизациями – самая популярная (если не сказать, набившая оскомину) в фантастической литературе. Едва ли не в каждом втором романе авторы являют нам одну и ту же картину с незначительными вариациями – «мы прилетели, обнаружили, установили». Или напротив – «они прилетели, обнаружили, установили».
Но Бог с ней, с фантастикой. Ученые многих стран с энтузиазмом ищут этот самый контакт, прощупывая небо новейшими радиотелескопами и пытаясь отправлять в космос свои сообщения. Пока без успеха, но не в этом дело. Нам хотелось бы поговорить совсем о другом. О том, чего следует ожидать от встречи с инопланетянами, если таковая действительно состоится.
Варианты выбора
Каким же нам представляется вероятный контакт? Основных вариантов здесь три. Первый – сотрудничество разных видов (назовем этот вариант «добрые инопланетяне»), второй – война и всевозможные козни («злые инопланетяне») и третий – полная непостижимость и непознаваемость иного разума. Наиболее ярко третий вариант обрисовали братья Стругацкие («Пикник на обочине») и Станислав Лем («Солярис»). Но это фантасты.
А что же ученые? Да, собственно, ничего. Наука во все времена не задавалась вопросом: «Нужно ли то или иное открытие человечеству?».
Ее волновало другое: «Возможно ли такое-то открытие? И если возможно, то как его сделать?». Однако если все-таки чужой разум реален и контакт каким-либо способом удастся установить, народы Земли обязаны заранее подумать о том, что в этом случае произойдет.
Рандеву с незнакомцем
Люди обычно рассуждают об уровне развития инопланетян безотносительно к тому, «добрые» они или «злые». Или другая цивилизация намного нас опередила (тогда они нам помогут либо нас победят), или она отстала (тогда мы вскоре сами им поможем либо победим). Но речь-то идет о существах с принципиально иной эволюцией, принципиально отличной от нас этикой и не просто с другим уровнем, а с другим направлением мышления. Здесь очень трудно (если вообще допустимо) говорить о каком-либо понимании.
Давайте возьмем простейший пример.
На Землю прибывает некая сверхцивилизация и объявляет во всеуслышание, что хочет помочь землянам. Неужели человечество ей сразу же поверит? Ведь не кидаемся же мы в объятия к незнакомцу, пусть даже приятной наружности, который обращается к нам на улице:
– Здравствуйте, у меня тут с собой большая сумма денег, заработанная мною тяжким трудом, я хотел бы подарить ее вам.
– Почему? – изумляемся мы.
– Да просто так, вы мне понравились.
И что мы подумаем после такого заявления? Одно из двух – либо перед нами сумасшедший, либо мошенник, желающий втянуть нас в какую-то авантюру. Едва ли мы поверим в искренние и благие намерения незнакомца. А ведь и мы, и он – жители одной планеты и одного города! Ну а если подобное заявление сделают неземные существа: мы, мол, отдаем вам все и просто так, задаром? Существа с неведомой нам психологией, этикой и целями? Разве можно тут быть чересчур доверчивыми?
И вот еще что. В фантастических фильмах о межзвездных конфликтах схемы противостояния обыкновенно нехитры.
Вот хорошие земляне, вот плохие жители Сириуса или там Бетельгейзе. Но ведь в действительности, а не в кино, сама Земля раздираема противоречиями между сотнями стран и наций. Почему же на другой планете все должно быть однозначно – всепланетное добро или зло, все дружно поют хором? Если мы не можем разобраться между собой, как же понять еще и их?
Получается, что конфликт неизбежен даже при доброй воле сторон? Скажем так: весьма вероятен. Все может начаться с недоразумений, когда установить само наличие доброй воли партнера не так-то просто. Недаром известный физик Е.Д.
Айсберг высказывал мысль о том, что природа поставила баррикады на пути прямых контактов, дабы исключить войны между цивилизациями.
Концепция фатальна, однако здравого смысла не лишена.
Точки отсчета
Но предположим, с иной цивилизацией установлен радиоконтакт. Казалось бы, тут какая почва для опасений? Они до нас не долетят – слишком далеко, мы до них – тем более… Обменивайся себе на здоровье позитивной информацией! Но задумаемся вот о чем. Как само знание о существовании «чужих» – не предположение, что они где-то есть, а твердое, доказанное знание – изменит человечество Земли, что бы там эти инопланетяне ни прислали по радио? А изменит знание такого факта очень многое. Практически все. Ведь все земные представления о мироздании, так или иначе, основаны на антропоцентризме, то есть во главу угла ставится человек.
Везде – в верованиях разных времен и народов, в философии, морали, этике… Другой точки отсчета у нас просто нет.
Вспомните хотя бы древние религии, всех без исключения человеческих божеств и божков! Даже в культах Солнца, Луны, стихий или каких-нибудь маловразумительных чудищ в конце концов персонифицировался человек – взгляните на соответствующие изображения! Это к вопросу о том, кто создал кого.
И вот появляется альтернатива. «"Чужие” есть!». Прежде всего, тут неизбежно возникновение новых мощнейших религиозных культов. Секты, где поклоняются НЛО и ждут прибытия «спасительных кораблей», есть и сейчас, но они основаны на слепой вере немногих. А если веру сменит точное, общедоступное знание?
И это лишь малая часть грядущих перемен. Изменится все – наука, искусство, философия, само отношение человека к миру. Земляне навсегда утратят привычную опору. Человечество уже не будет прежним. Ни одно действие, связанное с прогрессом или упадком, отныне не сможет быть совершено без оглядки на знание о существовании «чужих». Во благо это или во зло?
Один из персонажей упомянутых уже братьев Стругацких рассуждает о контакте так (цитирую с небольшими сокращениями): «Наша массовая психология базируется на эгоизме, утилитаризме и мистике. Установление… контактов означает для нас прежде всего угрозу немыслимого усложнения и без того сложного положения на нашей планете. Наш эгоизм, наш антропоцентризм, тысячелетиями воспитанная в нас религиями и наивными философиями уверенность в нашем изначальном превосходстве, в нашей исключительности и избранности – все это грозит породить чудовищный психологический шок… вспышку иррациональной ненависти… истерического страха… ощущение огромного унижения и внезапного падения с трона царя природы. Наш утилитаризм породит у огромной части населения стремление бездумно воспользоваться материальными благами прогресса, доставшегося без усилий, даром, грозит необратимо повернуть души к тунеядству и потребительству…»
Джинн из бутылки
Так нужен ли нам, землянам, вообще этот самый контакт в какой бы то ни было форме? Не выпустят ли джинна из бутылки те ученые, что сейчас с воодушевлением нацеливают радиотелескопы во Вселенную? Увы, мне кажется очевидным, что выпустят. И тут можно сослаться на тот же «Солярис» – правда, не книгу Станислава Лема, а фильм Тарковского, снятый по мотивам романа.
«Человеку не нужны другие миры… Что он будет делать с другими мирами? Мы вовсе не хотим завоевывать космос, мы только хотим расширить Землю до его границ… Человеку нужен человек».
Молчание небес
Возьмите любые из бесчисленных книг или материалов об НЛО. Практически везде вы найдете утверждение, что публикуемая информация была некогда засекречена тем или иным правительством или спецслужбами. «Почему засекречена? – вознегодуют некоторые правдолюбцы. – Ах, они, злодеи эдакие, хотят лишить нас знаний!». А между тем стоит задуматься. Сколько-нибудь ответственное правительство и должно скрывать такие знания (обладай оно ими). И вовсе не для того, чтобы использовать секреты инопланетных технологий лишь в интересах своей страны. Это, пожалуй, бессмысленно – какие там для пришельцев государственные границы?
Землю не нужно оберегать от «вторжения извне» – само знание о «чужих» уже есть такое вторжение с катастрофическими, как мы видели, последствиями. Открывать ящик Пандоры явно не стоит, во всяком случае, это преждевременно.
Человечество не готово к психологическому шоку. Может быть, не будет готово никогда – как знать? Но пока, безусловно, совсем не плохо, что твердых знаний у нас нет… и контакт еще не установлен.
Небеса могут подождать.