Просмотров: 4036
Настоятель днепропетровского храма Иконы Божьей Матери «Иверская» Николай Несправа, известный многочисленными культурно-познавательными экспедициями, на днях вернулся из поездки в соседнюю Донетчину, где в составе группы дайверов исследовал аномальную зону. «Недалеко от города Соледар раньше работала соляная шахта. Местные жители рассказывают, что в период Великой Отечественной войны немцы хранили там что-то настолько важное, что при отступлении они взорвали эту шахту вместе с ее содержимым. А людей, знавших о грузе, хранившемся там, расстреляли и не пощадили даже немецких солдат, охранявших шахту. Сейчас она полностью затоплена», — рассказал «Сегодня» отец Николай и добавил, что дайверы решили исследовать четыре озера, покрывающие шахту, но столкнулись с рядом не поддающихся объяснению аномалий.
Все озера соленые, но одно из них удивило дайверов не только гиперсоленостью, как в Мертвом море, но и температурой — чем глубже они погружались, тем горячее становилось. «Это озерцо небольшое — в диаметре метров сто. И оно разделено посредине песчаной косой. На глубине 4,5 метра мы наткнулись на более плотный слой воды, еще более соленый. Такое я встречал, только погружавшись в пещеры, где вы из пресной воды можете переходить в соленую. Этот переход видно визуально. Выглядит он как жидкое стекло и называется эффект галоклина. Но я не встречал галоклин в ситуации — соленая и еще более соленая вода! Нижний слой воды оказался настолько плотным, что мы на это «жидкое стекло» просто легли. Нам не хватило веса оборудования, чтобы продвинуться дальше. Кроме того, приборы зафиксировали, что вода стала горячее на десять градусов», — рассказал нам руководитель клуба подготовки подводного плавания Dir-Diving Андрей Воробьев. Если на поверхности вода прогрелась до 20 градусов, то глубже на пять метров она достигала 30—40 градусов. «Обычно бывает наоборот — чем глубже, тем холоднее. Это знает любой, кто хоть раз в жизни купался в водоемах», — отметил отец Николай. Но на этом загадки не закончились. Во второй половине озера, разделенного косой, вода оказалась, вопреки всем ожиданиям, очень холодной. «Здесь было всего десять градусов. Как такое может быть в одной водной чаше — ума не приложу! Кроме того, в этой части озера плавали рыбки, а в той — нет», — удивляется Андрей Воробьев.
Дальше дайверы решили не спускаться, пока аномальное озеро не исследуют ученые, которые смогут объяснить, с чем связан этот природный парадокс. «Глубже не хотим идти, потому что если там происходит какая-то химическая реакция, это может быть опасно. Если же это безопасно и там всего-навсего идет перерождение породы, то тоже стоит об этом сказать общественности — вдруг мы открыли новый курорт. В любом случае нужны исследования. Сейчас с этой целью ищем ученого, которого готовы обучить подводному плаванию. Важно понять, в чем там дело, ведь илом из этих озер обмазываются местные жители, приписывая ему чудотворные свойства. Если это опасно — нужно предупредить людей», — уверен Андрей Воробьев.
Правда или миф?
Отец Николай допускает, что легенда о шахте может оказаться мифом. «Однажды мне рассказали, что в Любимовке есть затопленный храм. Мы приехали на место, стали погружаться, а местные жители, узнав, что мы ищем, сказали, что храм давно разобрали на свинарник», — вспомнил священник.
Майя Скиданова