Просмотров: 4621
Катастрофа знаменитого «Титаника», случившаяся 14 апреля 1912 года, потрясла мир не только своей неожиданностью - ведь этот лайнер считался самым надежным плавательным средством за всю историю цивилизации, - но и количеством жертв, среди которых подавляющим большинством были пассажиры третьего класса, то есть не слишком состоятельные люди. Но при этом часто забывают сказать, что многие из них погибли по собственной вине...
Вместе с «Титаником», причиной гибели которого стало столкновение с айсбергом, на дно ушло немало загадок, требующих разрешения. Но кое-что осталось: прежде всего это люди, выжившие участники той страшной катастрофы.
И некоторые из них были живы до недавнего времени.
70 томов воспоминаний
Например, Мелвина Дин, скончавшаяся в 2009 году: ей было 97 лет, а на борту «Титаника» она оказалась в возрасте девяти недель. В катастрофе погиб ее отец, а брат, мать и сама Мелвина остались живы. В 2007 году не стало Барбары Вест, плывшей на том корабле десятимесячной крохой: ее отец тоже погиб, но спаслись сестра и беременная мать.
Пятилетняя Лилиан Гертруд Асплунд даже смогла запомнить события на «Титанике» и пронести их через всю долгую жизнь, длившуюся почти сто лет, вплоть до 2006 года. А ярче всех из «детей "Титаника"» запомнила происходившее там Вин-нифред Квик. Ведь ей на тот момент было уже восемь лет. Виннифред необычайно повезло: никто из ее семьи не погиб, мать с сестрой, как и она сама, спаслись благодаря шлюпкам, а отца не было на борту. Дожив до 98 лет, Виннифред всю жизнь панически боялась моря и старалась не встречаться с другими выжившими, хотя не отказывалась давать интервью журналистам...
Вообще, очень многие из тех, кто чудом избежал страшной участи, дожили до глубокой старости и в общей сложности написали более семидесяти томов воспоминаний о трагедии. То есть, по сути, каждый десятый взялся за перо, чтобы рассказать нам с вами правду о том, что же в действительности тогда произошло.
Обычные пассажиры могли не разбираться в технических деталях катастрофы. Но дать свою оценку поведению окружающих в самые страшные моменты, конечно же, могли. И надо сказать, что их свидетельства прежде всего развенчивают глубоко укоренившийся миф о том, будто с «Титаника» в первую очередь спаслись исключительно пассажиры первого класса, щедро платившие за места в шлюпках и готовые в буквальном смысле слова идти по трупам своих менее состоятельных и именитых товарищей по несчастью. Это, конечно, не соответствует расхожему представлению, сформировавшемуся в мозгах людей благодаря нашумевшему фильму Джеймса Кэмерона.
Шлюпок хватило всем!
На самом деле, во-первых, на «Титанике» было более чем достаточно спасательных шлюпок, рассчитанных даже не на 962 спасательных места, как предписывалось для судов водоизмещением более десяти тысяч тонн, а на 1178 мест. На воду были спущены шлюпки общей вместимостью 1084 человека. Этого вполне хватило бы для спасения абсолютно всех детей и женщин, находившихся на борту, и еще более чем пятисот мужчин, независимо от того, каким классом они плыли. В реальности спаслись чуть больше половины детей и семьдесят четыре процента женщин, но это произошло не потому, что мужчины старались их опередить. На «Титанике» до самого конца действовал непреложный морской закон: «Женщины и дети -первыми!» Определяющими факторами при спасении были именно пол и возраст! Но ужас в том, что поначалу женщины и дети просто сами медлили, боясь сделать шаг с борта корабля на маленькие шлюпки, казавшиеся такими ненадежными по сравнению с «непотопляемым» судном! И мужчины первыми совершали этот шаг, чтобы убедить их в безопасности такой посадки. А вот то, что некоторые шлюпки отплывали, не будучи ~ заполненными целиком, . соответствует действительности. В итоге, спаслись всего 711 человек, среди них - 57 детей из 109, плывших вместе с родителями.
Умеретъ по-мужски
То же самое касается и «классовой статистики» (во всех смыслах). Да, среди пассажиров третьего класса оказалось значительно меньше спасшихся, но, опять же, не потому, что их спасению препятствовали «капиталисты». Проблема заключалась в том, как отчаянно нищий и бедный люд цеплялся за свое барахло. С одной стороны, это понятно: ведь многие пассажиры третьего класса совершали это путешествие не ради развлечения, а перебираясь на новое место жительства со всем своим немногочисленным скарбом, и они слишком долго не могли заставить себя бросить вещи тонуть и спасать только собственные жизни. В отличие от «капиталистов», совершенно по-иному расставлявших приоритеты. Учитывая еще и отдаленность помещений
третьего класса от шлюпочной палубы, такое промедление оказалось роковым: пока люди решались расстаться со своим имуществом, они упустили драгоценное время, необходимое, чтобы успеть добраться до шлюпок. Этот факт отражен, в частности, и в докладе лорда Мерсея — документе, весьма полно и максимально беспристрастно освещавшем катастрофу.
Люди из высшего света, пассажиры первого класса, не прятались за спинами и пистолетами своей охраны, стремясь поскорее забиться в спасательные шлюпки. Свидетельства очевидцев говорят об обратном. И даже о том, как самоотверженно многие из этих «капиталистов» до конца работали бок о бок с членами экипажа, подготавливая шлюпки к отправлению, а не сами садясь в них! Так вели себя Арчибальд Грейси, Клинч Смит - сливки нью-йоркского высшего общества, для которых слово «честь» никогда не было пустым звуком. Они помогали другим пассажирам садиться в шлюпки и при этом для каждого находили ободряющие слова!
И со всей очевидностью понимая, что выжить им не суждено, эти люди не паниковали, а предпочитали умереть достойно. Вот как рассказывали об этом очевидцы: «...Эл-лисоны стояли, улыбаясь, на прогулочной палубе; миссис Эллисон обняла маленькую _ Лоррейн с одной сторо-ны, ее супруг - с другой. Супруги Страусы прислонились к леерному ограждению шлюпочной палубы, обняв друг друга за талию. Неподалеку ожидала чего-то молодая супружеская чета с запада США; Лай-толлер спросил у молодой женщины, не посадить ли ее в шлюпку, на что она бодро ответила: "Ни за что на свете! Мы отправились вместе, и если нужно, вместе завершим свой путь"».
И можно ли вменить этим людям в вину то, что многие из них специально надевали на себя не спасательные жилеты и нагрудники, которые предпочли отдать другим, а смокинги и вечерние платья? Один из самых богатых людей того времени, американский бизнесмен Бенджамин Гуггенхайм в первую очередь позаботился о своей спутнице, певице Леонтине Обар, и ее горничной, которых убедил сесть в шлюпку. Сам же он со своим камердинером вернулся в каюту и переоделся во фрак. После чего спокойно сел в кресло в центральном холле со словами: «Мы одеты в соответствии с нашим положением и готовы погибнуть как джентльмены».
Еще одним уцелевшим свидетелем гибели «Титаника», впрочем, безмолвным и неподсудным, был главный виновник случившегося - тот самый айсберг, ставший, выражаясь пафосно, орудием слепой судьбы.
Его фотографии, сделанные 20 апреля 1912 года Стефаном Регореком из Богемии, сохранились в частной коллекции. А дело в том, что Стефан плыл на борту лайнера «Бремен», маршрут которого пролегал как раз там, где совсем недавно погиб «Титаник», и в воде еще были видны десятки трупов. Стефан сфотографировал и их, и айсберг, с которым столкнулся погибший корабль. Эта ледяная гора в точности совпадала с описаниями уцелевших, да и следы колоссальных повреждений, образовавшихся явно из-за столкновения со стальным кораблем, не оставляли сомнений в том, что на фото - действительно тот самый айсберг, а не какой-то другой.