Просмотров: 4212
Утром 2 февраля 1685 года с английским королём Карлом II случился апоплексический удар. Личный врач не мудрствуя лукаво вскрыл вену на его левой руке и наполнил таз монаршей кровью. Это было только начало: в последующие дни король подвергся ещё более изощрённым пыткам. Доктора ставили ему клизму и давали настойку на человеческом черепе. Затем снова пустили кровь, после чего он впал в кому и уже не приходил в себя.
Скорее всего, Карл II скончался бы и без помощи врачей, но менее ужасной история от этого не становится. Винить, впрочем, некого: такова была медицина того времени.
Кровопускание очень редко оказывается полезным. Более того, практически никогда эта процедура не проводилась с соблюдением всех правил гигиены. Но сегодня, как ни странно, данная практика возвращается: выясняется, что иногда она всё-таки нужна.
Авторитетом в вопросе считался античный врач Гален, живший во II веке. Он учил, что кровь образуется из того, что мы едим. Достигнув желудка, пища сжижается и потом отправляется в печень, где превращается в кровь. Иногда кровь производится в избытке, отчего и возникают лихорадка, головная боль и даже удары. Поэтому от лишней жидкости надо избавляться.
Некоторые доктора считали, что при всём жизненно важном значении этой практики она ниже их достоинства. Вот и обращались люди к цирюльникам, а те были готовы на любые услуги. Кстати, у входа в британские парикмахерские по сей день стоят красно-белые шесты, которые символизируют именно эту часть профессии. Сам столб напоминает о палке, которую сжимал пациент, чтобы набухли жилы, а медный шар на его вершине означает таз для сбора крови. Красно-белые полосы — это окровавленные бинты. Их стирали и сушили на заднем дворе, намотав на шест.
Большинство специалистов пользовались обоюдоострым ножом — ланцетом, позднее подарившим название самому авторитетному в мире медицинскому журналу. Ножи были разного размера, чтобы не разрезать вену слишком глубоко. Древнегреческий врач Гиппократ предостерегал коллег: «В некоторых частях тела кровь бежит так быстро, что её не остановить».
Немецкий хирург XVI века Ганс фон Герсдорф выделил 41 место, подходящее для кровопускания: лоб, шею, руки, запястья, бёдра, половые органы и др. В те времена считалось, что у сердца, груди и головы свои вены, поэтому характер болезни указывал на то, в каком месте следует полоснуть. Например, для лечения кровотечения из носа Гален советовал прокалывать колено с задней стороны.
В 1628 году вышла в свет работа английского врача Уильяма Гарвея De Motu Cordis («О движении сердца»), в которой он впервые описал, как кровь циркулирует по всему организму. После этого в большинстве случаев кровь стали пускать из срединной локтевой вены на внутренней стороне предплечья.
Апогея эта практика достигла в XVIII веке. Люди расставались с кровью не только во время болезни, но и в профилактических целях — обычно весной, которая ассоциировалась с возрождением и обновлением. Обыватель настолько свято верил в целительную силу этого варварского метода, что сам просил пустить ему кровь. Например, проснувшись утром 14 декабря 1799 года, Джордж Вашингтон пожаловался на затруднённое дыхание. Опасаясь, что врач может не успеть, он попросил об услуге надсмотрщика рабов. Порез получился очень глубоким, и пациент потерял слишком много крови, прежде чем рану удалось закрыть. После того как прибыли доктора, бедняге пускали кровь ещё четыре раза в течение восьми часов. К вечеру первого президента США не стало. Позднее один из его врачей, Джеймс Крейк, признался, что у него были опасения по поводу слишком сильной потери крови...
Лишь к середине XIX века кровопускание уступило место другим методам, появившимся в связи с новым пониманием этиологии болезней и клинических процессов. Однако сегодня эту практику предлагается возродить в качестве помощи при ожирении. Дело в том, что люди с избыточным весом имеют целый букет: высокое давление, высокий уровень холестерина и плохой контроль уровня сахара в крови, что становится предпосылкой для развития диабета. Всё вместе это называется метаболическим синдромом.
Одним из малоизвестных, но распространённых симптомов метаболического синдрома является высокий уровень железа, который, как представляется, вызван генетической предрасположенностью и обилием в рационе продуктов из красного мяса. Пока неясно, как эти факторы взаимодействуют, но высокое железо считается некоторыми причиной повышения артериального давления и плохого контроля уровня сахара в крови. Этот показатель связан также с жировой болезнью печени — ещё одним состоянием, вызываемым прежде всего нездоровым питанием.
Когда мы сдаём кровь (как правило, это 470 мл), на восстановление железа до нормального уровня требуется несколько недель. Быть может, хотя бы с некоторыми из последствий ожирения можно справиться регулярным кровопусканием?
Одно из недавних исследований показало, что ответ на этот вопрос может оказаться положительным. В эксперименте приняли участие 64 человека с ожирением и метаболическим синдромом. Половина из них рассталась сначала с 300 мл, а через месяц — ещё с 250−500 мл. Через шесть недель после начала исследования у пациентов из этой группы давление, холестерин и сахар сделали шажок в сторону нормы.
Это лишь одно испытание, к тому же маленькое и короткое, но эффект получен, и потому имеет смысл двигаться дальше. К тому же его результаты перекликаются с парой других небольших исследований, которые показали пользу кровопролития для людей с повышенным давлением или диабетом. Учитывая нынешнюю эпидемию ожирения и её социально-экономические последствия, это направление исследований должно стать приоритетным.
Ну а пока это не вошло в широкую практику, люди с высоким уровнем железа и метаболическим синдромом или жировой болезнью печени могут становиться донорами крови так часто, как это позволяет делать закон. Например, в Великобритании мужчинам разрешено сдавать кровь раз в три месяца, женщинам — каждые четыре месяца. В России, по мнению наших медиков, люди покрепче: мужчин ждут на пунктах пять раз в год, женщин — четыре. Минимальный перерыв — 60 суток.
Подготовлено по материалам NewScientist.