Просмотров: 4246
Все-таки весьма странная штука это глобальное потепление: кому-то от него жарко, а кому-то — наоборот. Вот и ученые из США именно с ним связывают аномально холодные зимы последних лет, что исправно морозили жителей Северного полушария. Точнее говоря, с весьма быстрым таянием арктических ледников, виной которому — то самое глобальное потепление.
Похоже, погода Северного полушария нашей планеты решила напрочь проигнорировать то самое глобальное потепление, о котором уже несколько лет говорят ученые. Аномально холодные зимы последних годов в Европе и Северной Америке словно бы, сговорившись, стремятся доказать обратное. Хотя на самом деле, как это ни странно, никакого противоречия здесь нет. Хотя и прямой связи — тоже.
Дело в том, что, если внимательно присмотреться, аномальные холода последних зим носят не глобальный, а локальный характер. Так, например, в начале 2011 года на США и Европу обрушились сильные морозы, несмотря на то что в Гренландии и на Аляске было необычайно тепло. В этом же году в конце зимы в США и Европе, напротив, было даже жарко (в марте месяце), а вот Центральной Европе и Северной Азии повезло куда меньше — сильные холода длились кое-где до середины апреля.
Итак, как видите, налицо некая погодная мозаичность: в одном регионе стоит лютый холод, а по соседству с ним — аномальное тепло. Все это наводит на мысль, что такая неустойчивость погоды в зимние месяцы — результат воздействия не одного, а нескольких факторов. Однако что это могут быть за явления? Давайте попробуем разобраться.
Собственно говоря, в основном погода в Северном полушарии связана с так называемой Арктической осцилляцией — периодическом изменении поверхностного атмосферного давления и связанной с ним переменой направления ветров. В этой осцилляции выделяют две фазы — отрицательную и положительную. При положительной фазе сильные ветры формируют так называемый полярный вихрь. Именно из-за его "происков" арктические воздушные массы блокируются в районе полюса и не доходят до средних широт. Благодаря же этому явлению струйные течения атмосферы становятся более прямыми, и, соответственно, зима выдается более умеренной.
Иное дело отрицательная фаза — во время нее ветры полярного вихря ослабевают, сам вихрь практически исчезает и в результате арктический воздух начинает растекаться от полюса к умеренным широтам. Более того, холодные полярные массы смешиваются с таковыми средних широт, которые значительно теплее. Все это весьма ослабляет струйные течения, которые, к тому же, начинают сильно отклоняться от своего обычного маршрута на север и юг. Это приводит к суровым холодам в США и Европе в зимние месяцы.
Так вот, согласно последним наблюдениям, в последние годы осцилляция находилась в отрицательной фазе. Можно сказать, в резко отрицательной — в том же 2010 и 2011 годах были зарегистрированы рекордно низкие зимние температуры во многих регионах Северного полушария. И это при том, что по расчетам ученых, отрицательная фаза должна была уже давно закончиться к этому времени. Однако она почему-то задержалась и в ближайшем будущем еще напугает нас зимними морозами.
Специалисты по климату долгое время пытались найти объяснение этой странной задержке. И вот группа исследователей из Корнеллского университета (США) предложила любопытную гипотезу. Они считают, что эта аномалия может быть связана с другой — чрезмерно быстрым и масштабным таянием арктических льдов, которое наблюдается с начала нынешнего века.
Данная связь, по мнению климатологов, не является прямой. Всем известно, что за лето открытый океан поглощает гораздо больше солнечного света, чем раньше. И Северный Ледовитый океан не является исключением из данного правила. Осенью же он возвращает часть полученного тепла в атмосферу, нагревая воздух над Арктикой. Очевидно, что это количество тепла напрямую зависит от площади аккумулирующей поверхности, то есть открытой водной глади.
Ну, а поскольку льдов в Арктике стало сильно меньше, то увеличилась площадь поверхности океана, открытая в летние месяцы, и, следовательно, запас аккумулированного водной толщей тепла. И осенью его из-за этого выделяется куда больше. Это тепло мешает формированию полярного вихря и тем самым вынужденно задерживает Арктическую осцилляцию в отрицательной фазе, что, в свою очередь, ослабляет струйные течения и приносит в Северное полушарие холодную зиму.
Чтобы доказать свою гипотезу, исследователи изучили графики таяния арктических льдов с того момента, как в Северном полушарии начали вестись спутниковые наблюдения (то есть с 1979 года). В итоге выяснилось, что с этого времени лед медленно подтаивал до 2007 года, когда произошло резкое сокращение площади арктических ледников. И вот уже после, кроме "передышки" в 2009 году, она уменьшалась стремительными темпами.
Далее климатологи проанализировали график фаз Арктической осцилляции. И что вы думаете — обнаружилось много совпадений. В частности, в 2006 году закончилась положительная фаза и наступила отрицательная. По идее, она должна была закончиться к 2010 году, однако из-за стремительного таяния льдов этого не произошло. В итоге до сих пор жители Северного полушария страдают от аномально низких зимних температур.
Ну что же, с холодными зимами вроде бы все ясно. А почему же в некоторых районах наступала аномальная весенняя жара? Климатологи объясняют это воздействием нескольких факторов. Например, нынешняя мартовская жара в США была обусловлена тем, что из-за ослабления встречных струйных течений теплые южные воздушные массы смогли продвинуться далеко на север. В итоге теплый воздух, переносимый течением Ла-Нинья на юге Тихого океана, и вызвал весьма жаркий март.
Что же, получается, что аномально холодные зимы Северного полушария действительно косвенно связаны с глобальным потеплением, из-за которого арктический лед стал таять быстрее, чем нужно. Согласитесь, странная штука это потепление: кому-то от него жарко, а кому-то — наоборот…
Антон Евсеев