Просмотров: 3631
Готов ли мир встретиться лицом к лицу с потрясениями, связанными с водой? Такие события неизбежны и уже происходят.
Экологи, руководители и специалисты водного хозяйства встретились недавно в Лондоне в Chatham House [Королевский институт международных отношений], чтобы поразмышлять о будущем. Азия – континент, где эти проблемы являются наиболее тяжелыми на данный момент.
«Ситуация с водой в других частях мира нас также беспокоит. Это по-прежнему очень важный вопрос для Африки, но мы ещё не достаточно осознаём, что увеличение спроса на продовольствие будет поступать из Азии в связи с экономическим и демографическим ростом на континенте. Астрономические масштабы объемов пресной воды уже используются в сельском хозяйстве. Азия является наиболее чувствительной зоной [...], и я бы сказал, что первые большие проблемы появятся к 2020 или 2030 году», - сказал Павел Кабат из Международного института системного анализа в Вене.
Семьдесят процентов мирового потребления воды расходуется в сельском хозяйстве, и можно с уверенностью сказать, что именно здесь намечается кризис. «В Индии 75% воды, используемой для орошения, поступает из подземных источников, - сказал Кабат, - мы полагаем, это не изменится». Он добавил, что уровень грунтовых вод падает на пять метров за год в некоторых частях Европы и США, и что следует принять законы по ограничению использования подземных вод в сельском хозяйстве. По его мнению, то же самое может произойти и в Азии.
Также вызывает обеспокоенность и качество воды. При сокращении стока пресной воды рек, выходящих на азиатское побережье и повышение уровня моря, дельты Брахмапутры, Ганга и Меконга страдают от соленой воды так, что в некоторых областях традиционные культуры не могут больше произрастать из-за засоления почв. Некоторые прибрежные районы Бангладеш уже непригодны для сельского хозяйства.
Развитые страны отнюдь не застрахованы от надвигающейся проблемы. В некоторых районах США получают воду из древних водоносных горизонтов для обводнения пустынных районов. Эти запасы «ископаемой воды» быстро уменьшаются, и они не восстанавливаемы. «Эта перспектива настолько тревожна, - сказал он, что «политики не хотят приступать к ней».
По другую сторону границы, в невыносимом положении находится Мехико. Столица страдает от острой нехватки воды, чему способствует и уменьшение осадков на 30%. Ситуация усугубляется тем, что коммунальные услуги в столице субсидируются правительством.
Ситуация в Индии, Бангладеш, в засушливых районах США и Мехико похожа на страшную сцену, когда, например, автокатастрофа разворачивается в воспоминании в замедленном темпе. Но политикам не под силу создать такое замедленное действие. «Мы знаем, что это должно произойти, - сказал Кабат. Учёные уже провели многочисленные исследования и имеют сценарии развития на 10, 20, 30 лет вперёд. Но это слишком отдалённые сроки для сегодняшних госруководителей».
Инструменты стратегии
На конференции в Chatham House сделаны предложения для решения проблем, связанных с водой. Поднят вопрос о тарифах и о создании рынка воды, где права на потребление воды можно покупать и продать.
Такой рынок уже довольно успешно работает Муррей-Дарлинге в Австралии. Правительство «разделило» право на землю и право на воду. Наличие источника воды на своей земле, будь то река или водоносный слой, больше не даёт владельцу автоматического права на его использование. Во время сильной засухи, которая охватила регион в последнее время, фермеры прекратили выращивание растений убыточных и имеющих высокие потребности в воде, таких как рис. Вода, выделенная им как фермерам, продавалась тем, кто выращивает самые прибыльные и меньше нуждающиеся в поливе растения, как виноград, например. Доход, полученный таким путём, помог им остаться на плаву во время засушливого периода, пока они не смогли вернуться к привычной сельскохозяйственной деятельности.
Обсуждения по ставкам показали, что во многих странах жители не платят вообще за потребление воды, и что некоторые правительства следовали стратегии снижения цен, что было выгодно крупным потребителям воды.
Китай, который традиционно продавал воду по очень низким ценам, начал практиковать более высокие тарифы и принял прогрессивную шкалу оплат: чем больше используется воды, тем выше её стоимость. Потребление резко упало в Пекине, где цены выше и прогрессивное обложение носит даже агрессивный характер, но в других городах потребление воды продолжает возрастать.
Что касается потребления в целом, участники конференции отметили, что вода была "везде и нигде", и касается многих других вопросов. Тем не менее, нет ни одного учреждения ООН, которое занималось бы исключительно проблемой воды, что, возможно, отражает тот факт, что существует единая атмосфера и климат, а систем водосборных бассейнов и водоносных горизонтов много: некоторые из них эксплуатируются чрезмерно, а другие постоянно пополняются.
Система договоров
Системы водообеспечения выше политических границ и, в то время как нехватка воды возрастает, её использование должно стать предметом переговоров. Тарик Карим, посол Бангладеш в Дели, имеет большой опыт проведения переговоров по совместному использованию водных ресурсов, сказал: «Говоря о совместном использовании, имеют в виду разделение чего-то. Вроде делении добычи. Это рождает споры. Кроме того, невозможно разделить реку или отделить кусочек её. Имеет смысл говорить о совместном управлении реками».
*****
«Почти ничто для почти всего»
Современный французский писатель философского склада ума и интересов Жан Д’ Ормессон так говорит о воде в своём художественном эссе «Почти ничто для почти всего»:
- Что замечательного в воде, так это то, что она принимает любую нужную вам форму: она квадрат в бассейне, она вытянута в канале, она круглая в колодце и в кастрюле. Она синяя, зелёная или чёрная, а иногда бирюзовая или переливчатая, либо совсем прозрачная, и тогда почти отсутствующая. Она горячая или холодная, равная температуре тела или испаряющаяся от жара, или уже на грани замерзания и превращения в лед. То вы её глотаете и вода уже в вашем теле, то вы погружаетесь в неё, и уже ваше тело находится в воде. Она спит, она движется, она изменяется, она бежит ручьями, она ревёт в бурном потоке, она растекается озером или океаном. Она является отражением чувств и страстей души.
Было бы ошибкой из-за её утончённости и прозрачности, считать её слабой, она далека от этого. Нет ничего сильнее этой воды, такой послушной и всегда готовой убежать. Она легко проникает, куда не могут добраться самые мощные механизмы, пронизывая самые твердые породы. Она прорывает долины, он раскидывает валуны, она превращает замки и целые районы в острова.
Столь же древняя, как Земля, или старее её, покрывающая большую часть пространства планеты, подруга водорослей, кувшинок, планктона и соли, гордая своим происхождением, зная, какую службу сослуживает человеку, которого она приняла и чьих предков выкормила, потому что три с половиной миллиарда лет всё жило под водой, она относится к любой материи, кроме самой себя с неким презрением. Она необходима для жизни, как и свет. Уберите воду, станет пустыня, разруха, в конце концов, наступит смерть. На Луне нет воды. Вот вам и лунный пейзаж.