onua.org » Космос » Два облака хотят зажечь звезду

Два облака хотят зажечь звездуЛюбая глобула поражает наблюдателя, впервые увидевшего эту темную дыру, зияющую на звездной парче небесного свода. Эти небесные тела темны не внешне — они хранят множество тайн и загадок. Так, астрофизики считают, что там может происходить рождение новых светил. И две ближайшие к нам глобулы, похоже, уже в ближайшее время смогут зажечь звезду.

Астрономы называют глобулами газо-пылевые туманности, так необычно темнеющие на фоне далеких светлых туманностей или звезд. Их вид говорит нам также и о том, что они довольно близки к нам в космическом смысле — нет между нами ни звезд, ни светящихся туманностей.

В самом начале XX века Эдвард Эмерсон Барнард, американский астроном, объединил в каталог 349 темных туманностей, среди которых большинство являются глобулами. Типичный пример — молекулярное облако Барнард 68, массой в одну-три солнечных. Оно образовалось всего в 300-500 световых годах от Солнца, а линейный размер глобулы Барнард 68 — всего около половины светового года. Что же представляет собой глобула: дозвездное состояние материи или результат невозможности сформироваться звездам?

Глядя на созвездие Змееносца и видя угольно-черную дыру молекулярного облака Барнард 68, мы понимаем, что между нами звезд нет, а звезды фона хорошо закрывает непрозрачная для света материя глобулы. Она поглощает весь падающий на нее свет, не пропуская и не отражая его. Полагают, что внутренность этих темных молекулярных облаков может иметь пониженную температуру. Их эволюционные процессы представляют собой загадку, поскольку наблюдения молекулярных облаков начаты только в ХХ веке.

Но также вполне возможно, что именно глобулы могут являться весьма вероятными местами для формирования новых звезд во Вселенной. В молекулярных облаках глобул имеется высокая концентрация пылевых частиц и молекулярного газа, потому в них целиком и полностью поглощается весь видимый свет, приходящий извне, испускаемый окружающими глобулу звездами. Временные процессы звездообразования длятся миллиарды лет, как и протекающие одновременно с формированием центрального тела звезды, идущие своим путем процессы образования планет и их спутников.

Астроном Букерт предполагает, что благодаря относительной близости объекта Барнард 68 к Земле наблюдения за ним имеют особую ценность. Возможно, что этот близкий и хорошо изученный образец глобулы поможет уяснить, как формируется звезда из молекулярно-пылевого облака. Тем более, что известна очень неоднородная структура глобулы Барнард 68. А новые наблюдения, предпринятые Маркусом Нильбоком из Института астрономии Общества Макса Планка (Германия), выявили наличие двух облаков, столкновение которых может в будущем способствовать появлению звезды.

Детальный анализ данных космического телескопа "Гершель" показал, что температура различных частей облака резко изменяется, уменьшаясь от 16,7 К на периферии до 8,2 К в центре облака. Самым интригующим, однако, является обнаруженное в юго-восточной части облака уплотнение, скорость которого значительно отличается от скорости движения самого облака. Более тщательный разбор скоростей отдельных регионов привел астрономов к выводу, что все облако Барнард 68 является группой глобул Бока, более мелкомасштабных образований, различающихся как пространственным взаимоположением, так и скоростью в пространстве облака.

В прошлом, по-видимому, возникло возмущение, нарушившее структуру группы глобул, и они стали двигаться навстречу друг другу. Основных облаков было два, одно из них сейчас перемещается к центру из юго-восточного сектора. Скорее всего, именно оно спровоцировало уплотнение материала нынешнего единого молекулярного облака.

В будущем потенциально ожидаемое столкновение центральной и периферийной частей глобулы приведет к коллапсу вещества, предполагают исследователи облака Барнард 68. Автор первоначального исследования по Барнарду 68 Андреас Букерт говорит о том, что удар периферийного облака придется не в центр, а немного в сторону от него (как обнаружила группа г-на Нильбока).

Это означает практически неизбежное закручивание части вещества молекулярного облака по типу водоворота. При этом вероятно возникновение протопланетного облака внушительных размеров вокруг рождающейся из гравитационного коллапса молодой звезды.
Вы читаете новость Два облака хотят зажечь звезду если Вам понравилась статья Два облака хотят зажечь звезду, прокоментируйте ее.