Просмотров: 5518
71 год назад германские войска без объявления войны вторглись на территорию СССР, застигнув врасплох плохо подготовленную и хуже оснащенную Красную армию. По крайней мере, так освещают начало Великой Отечественной войны официальные источники. Но некоторые историки заявляют, что Гитлер вовсе не собирался нападать на Советский Союз - его вынудили это сделать. Конечно же, данная версия вызывает немало споров и сомнений. И все-таки давайте рассмотрим, могло ли так быть на самом деле.
Перемирие на 20 лет
Вторая мировая война началась всего через 21 год после окончания Первой, которая закончилась полным разгромом Германии. Немцы были вынуждены выплачивать странам-победителям гигантские репарации. Более того, подписанный в 1919 году Версальский мирный договор запрещал им иметь сухопутную армию численностью более 100 тысяч человек, а также современную военную технику - боевую авиацию и бронемашины. Все понимали, что подобные условия фактически ставят Германию на колени. Например, Владимир Ильич Ленин писал: «Что такое Версальский договор? Это неслыханный, грабительский мир, который десятки миллионов людей, и в том числе самых цивилизованных, ставит в положение рабов». Французский маршал Фердинанд Фош, ознакомившись с условиями договора, пророчески заметил: «Это не мир, это перемирие на 20 лет». Возникает вопрос, каким образом поставленная в подобное положение страна смогла подготовиться к новой войне, причем планетарного масштаба? Оказывается, помогли советские товарищи.
Немецкие базы в Стране Советов
Уже в 1922 году между СССР и Веймарской республикой, образовавшейся в Германии вместо поверженного Второго рейха, в обход Версальского был тайно заключен другой договор - Рапалльский. Одним из главных его пунктов являлось сотрудничество между Красной армией и рейхсвером (вооруженными силами Германии).
Конечно же, выплачивающая репарации страна не могла себе многого позволить. Но в 1924 году вступил в силу так называемый «план Дауэса»: страны-победители пошли на уступки и сократили размеры выплат репараций, а также выдали Веймарской республике гигантский кредит для развития промышленности. Также в 1925 году немцы заключили торговое соглашение с СССР. Германия стала быстро подниматься с колен и изыскала средства не только на восстановление экономики, но и на возвращение себе былой военной мощи.
Как уже было сказано, Германия не имела права создавать современную боевую технику на своей территории. Зато смогла делать это тайно на чужой. В рамках Рапалльского договора в июле 1925 года под Липецком открылась советско-немецкая летно-тактическая школа.
В октябре 1926 года в Москве было подписано соглашение о создании под Казанью немецкой танковой школы, получившей название «Кама». Также на территории Советского Союза разместили два немецких полигона - «Подосинки» в Подмосковье и объект «Томка» в Саратовской области. На них испытывались отравляющие вещества.
В строжайшей секретности немцы доставляли в Липецк истребители «Фоккер D.XIII», транспортные самолеты и бомбардировщики. В Казань везли разобранные легкие и средние танки, тайно сконструированные германскими машиностроительными фирмами. Таким образом, Германия получила возможность наращивать военную мощь: воспитывать специалистов и накапливать технику. Советскому Союзу, в свою очередь, доставались современные немецкие боевые разработки.
Германские военные школы просуществовали в СССР до 1933 года, после чего были закрыты, так как в секретности отпала необходимость. В 1930-е, несмотря на запреты, немцы начали в открытую тренировать войска и строить технику на собственной территории, причем в огромных количествах. Стоит заметить, что все это происходило до прихода к власти фашистов. Так что, вполне возможно, еще до Гитлера уязвленная поражением в Первой мировой войне страна планировала взять реванш.
Спонсоры войны
На этом партнерство между СССР и Германией не закончилось. Когда в 1934 году пришел к власти Адольф Гитлер, поначалу отношения между государствами охладели. В Советском Союзе велась антифашистская пропаганда, в Германии -антисоветская. В 1935 году была попытка восстановить торговлю, но та шла вяло в сравнении с предыдущими годами.
Перед началом Второй мировой войны Германия стала особенно нуждаться в продовольствии и ресурсах. Как известно, в августе 1939 года Советский Союз и Третий рейх заключили договор о взаимном ненападении, так называемый пакт Молотова - Риббентропа. Но в это же время был подписан еще один документ - о торговом сотрудничестве. СССР получил от немцев кредит в размере 200 миллионов рейхсмарок, обязуясь потратить эти деньги на приобретение у Германии вооружения, станков и других товаров. Погашать кредит советская сторона должна была сырьем и продовольствием.
31 августа 1939 года председатель Совета народных комиссаров СССР Вячеслав Молотов в своей речи сказал: «Это было не первое торгово-кредитное соглашение с Германией при существующем правительстве. Но это соглашение отличается в лучшую сторону не только от соглашения 1935 года, но и от всех предыдущих, не говоря уже о том, что у нас не было ни одного столь же выгодного экономического соглашения с Англией, Францией или какой-либо другой страной». А на следующий день началась Вторая мировая война. То есть Советский Союз фактически стал спонсором Третьего рейха во время войны: кормил немецкую армию и поставлял необходимые для производства вооружения ресурсы.
Конечно же, СССР имел с этого свои выгоды. Из Германии в Страну Советов шли самые современные образцы немецкой военной техники и вооружения: полевая и корабельная артиллерия, самолеты, танки, торпеды, мины, перископы, средства связи, в том числе и оборудование для их производства. Также в рамках этой программы СССР был передан тяжелый крейсер «Лютцов», правда недостроенный. Все немецкие технологии тщательно изучались советскими специалистами и внедрялись в производство для оснащения собственных войск. Так что в 1941 году Красная армия не только не уступала вермахту в военной мощи, но даже отчасти превосходила его. Многие современные историки сходятся во мнении, что миф о германском превосходстве был создан советским командованием для оправдания огромных потерь в начале Великой Отечественной войны.
Вильгельм Гудериан, который в 1941-м командовал 2-й танковой группой в составе группы армий «Центр».
Фюрера заставили?
Последнее торговое соглашение между советским правительством и Третьим рейхом было подписано в январе 1941 года и предусматривало поставки до августа 1942-го. Возникает вопрос: если Гитлер действительно заранее планировал нападение на СССР, для чего ему было делиться самыми передовыми военными технологиями с будущим врагом? Да и вообще, зачем нападать на союзника, который фактически кормит твою армию?
К тому же, как признавали многие офицеры вермахта, Германия была совершенно не готова к войне с таким мощным противником. Например, генерал-фельдмаршал Карл Рундштедт, который командовал группой армий «Юг», поинтересовался у фюрера, понимает ли тот, как рискует, нападая на СССР. Рундштедт участвовал еще в Первой мировой и считал Россию непонятной страной с суровым климатом, плохими дорогами, огромными пространствами и непредсказуемыми солдатами.
Возможно, ответ на его вопрос кроется в обращении Адольфа Гитлера к немецкому народу, произнесенному 22 июня 1941 года в связи с началом войны против Советского Союза. Фюрер утверждал, что никогда не испытывал враждебных чувств к народам России, а объявить войну его вынуждает агрессивная политика советского правительства. Оказывается, у него были основания так считать.
Антиблицкриг
Еще в начале Второй мировой войны в ноябре 1939 года французское информационное агентство «Гавас» огласило миру сенсационное сообщение: якобы после подписания пакта о ненападении между СССР и Третьим рейхом Иосиф Сталин собрал срочное заседание Политбюро. Достаточно привести лишь одну строчку из выступления «отца народов» на этом заседании: «Если мы примем известное вам предложение Германии о заключении с ней пакта о ненападении, она, несомненно, нападет на Польшу, и тогда вступление Англии и Франции в эту войну станет неизбежным. При таких обстоятельствах у нас будут хорошие шансы остаться в стороне от конфликта, и мы сможем, находясь в выгодном положении, выжидать, когда наступит наша очередь». Как утверждали французы, текст речи Сталина попал к ним из «заслуживающего доверия источника». Конечно же, Сталин все категорически отрицал и обвинял «Гавас» во лжи.
Зато ряд современных историков считают, что никакой подделки нет, и именно в этом кроется причина внезапного нападения Германии. По их мнению, советское правительство еще с 1920-х годов строило планы установления соцлагеря на всей территории Европы. Именно поэтому СССР в обход Версальского договора помогал Германии восстанавливать военную мощь, зная, что немцы захотят отомстить за поражение и развяжут новую войну. И именно поэтому Сталин пошел на соглашение с Гитлером и снабжал вермахт ресурсами и продовольствием. Сам же он копил силы для удара, чтобы захватить ослабленные войной европейские государства. Называется даже дата запланированного СССР наступления на Германию - 6 июля. Но Гитлер раскусил планы Сталина и напал раньше. 22 июня 1941 года немецкие войска первыми пошли в наступление, застигнув врасплох готовящуюся к атаке Красную армию.