Просмотров: 4792
Старожилы Самары до сих пор именуют эту бывшую городскую окраину не иначе как «поселок Машстрой». Нынешнему поколению вряд ли что-то известно об истории этого названия. Между тем в первые месяцы Великой Отечественной войны на этой глухой окраине полным ходом шло строительство крупного номерного завода.
Грозное лето 1941 года
История этого предприятия началась в марте 1941 года, когда было принято решение Совнаркома о возведении в окрестностях города Куйбышева (ныне Самара) машиностроительного завода. Именно он в то время и получил в народе название «Машстрой».
В 1941 году кварталы областного центра располагались примерно в тех же пределах, в которых город Самара находился к моменту Октябрьского переворота 1917 года. С северо-запада и юга его границами были берега рек Волги и Самары, а с востока и юго-востока -улицы Полевая и Вокзальная (ныне улица Агибалова).
Сразу же за городской чертой предвоенного Куйбышева начинались окраинные поселки. За этими поселками, между линией железной дороги и берегом реки Самары, в сторону станции Безы-мянка шла сплошная стена густого леса, лишь изредка прерываемая небольшими участками лугов и степей. Тогда здесь не было ни дач, ни каких-либо других построек, ни крупных зданий и промышленных предприятий. Лишь неподалеку от станции Безымянка, за линией железной дороги, еще в период между 1912 и 1914 годами был построен Самарский железнодорожный ремонтный завод, или, как его в то время называли, завод «Сажерез».
В остальном же эта огромная территория тогда была освоена очень слабо. Но поскольку она располагалась в непосредственной близости от железной дороги Куйбышев - Оренбург, то это место оказалось очень удобным для размещения крупных предприятий.
А потому в окрестностях станции Безымянка в 1940 году началось строительство группы авиационных заводов, а ближе к областному центру - возведение вспомогательных производств авиационного направления.
Завод «Машстрой» по первоначальному проекту должен был выпускать самые различные авиационные агрегаты, аэродромное оборудование, компоненты двигателей и так далее.
К началу лета 1941 года на стройплощадке уже развернулись бетонные работы, однако начавшаяся война заставила заводчан резко изменить намеченные планы. Согласно постановлению Государственного Комитета Обороны (ГКО),. на месте «Машстроя» решено было возвести предприятие по выпуску авиационного вооружения. Базовым для него стал завод №525, эвакуированный в Куйбышев из донбасского города Артемовска.
Правда, в начале 1941 года оружейного завода в этом украинском городке еще не было - в то время он только начал возводиться. Строители вывели под крышу четыре корпуса, снабженцы завезли сюда станки, но тут началась война. Новенькое, еще не распакованное оборудование в срочном порядке погрузили в эшелоны и в сопровождении заводского персонала отправили в Куйбышев, на площадку «Машстроя».
Приказ о начале работы завода №525 в этом волжском городе вышел 10 июля 1941 года. Свою нынешнюю историю предприятие ОАО «Металлист-Самара» отсчитывает именно с этой даты.
Во имя Победы
На новом месте прибывшие рабочие и служащие увидели лишь несколько бараков, недостроенные жилые дома и уложенные под будущие производственные корпуса фундаменты. Впрочем, все их пришлось взрывать, так как фундаменты не соответствовали новому проекту.
Вскоре на их месте были заложены другие. Люди работали по 10-12 часов, а спали в палатках прямо на стройплощадке. О выходных днях в это время даже и не вспоминали. На самых срочных объектах вообще трудились круглосуточно. Никто не жаловался на трудности - люди понимали, что работают для Победы.
Кроме оружейного предприятия из Артемовска, в состав завода №525 по распоряжению ГКО были включены также оборудование и персонал еще нескольких оборонных объектов, эвакуированных в Куйбышев из Тулы, Коврова и подмосковного поселка Венюково, а отдельные цеха и производства - также и из Москвы. С их размещением возникало огромное количество трудностей, однако в итоге все проблемы были решены.
В ноябре 1941 года на заводе уже работали все основные производственные участки, а в середине декабря предприятие выдало свою первую военную продукцию - партию авиационных пулеметов марки ДШК (Дегтярев - Шпагин крупнокалиберный).
Однако уже в 1942 году основной продукцией завода № 525 стали пулеметы ШКАС (Шпитальный - Комарицкий авиационный скорострельный), а затем -ШКАСМ (модернизированный), которые устанавливались на штурмовиках Ил-2, выпускаемых заводами №1 и 18.
Это оружие отличалось невиданной доселе убойной силой: из ствола такого пулемета за одну только секунду (!) вылетало 30 пуль, а у модернизированного - даже до 50.
Немецкие конструкторы в течение всей войны так и не смогли хотя бы повторить творение Шпитального и Комарицкого, не говоря уже о том, чтобы его превзойти. В подтверждение этого можно привести один удивительный исторический факт.
Согласно опубликованным воспоминаниям ряда ветеранов войны, в те дни, когда советские войска, взявшие штурмом Берлин, ворвались в канцелярию Третьего рейха, здесь среди многочисленных трофеев, захваченных нашими бойцами, обнаружился необычного вида пулемет, стоявший в кабинете Гитлера и накрытый стеклянным колпаком.
Прибывшие для осмотра этого образца советские специалисты-оружейники с удивлением узнали в экспонате, хранящемся под стеклом, не что иное, как-авиационный пулемет ШКАС калибра 7,62 миллиметра. Рядом находился личный приказ Гитлера, гласивший, что этот советский пулемет будет находиться в его канцелярии до тех пор, пока немецкие конструкторы не создадут аналогичное оружие для самолетов люфтваффе - с такой же надежностью и скорострельностью. Как известно, германским специалистам сделать этого так и не удалось.
На космической орбите
Самоотверженный труд завода №525 в военное время получил высокую оценку правительства. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года предприятие было награждено орденом Ленина.
В течение первых послевоенных лет предприятие продолжало выпуск пулеметов ШКАС, которые по-прежнему были необходимы нашим военно-воздушным силам.
В 1960-х годах предприятие получило открытое название «Производственное объединение «Металлист». Тогда же решением правительства его включили в сферу ракетно-космического производства - завод выпускал камеры сгорания для жидкостных ракетных двигателей. С тех пор здесь было освоен выпуск многих типов такой продукции, в том числе камеры сгорания для двигателей лунной ракеты-носителя H-1, «Зенит», ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран».
В 1992 году завод из государственного предприятия был преобразован в акционерное общество.