Просмотров: 4286
Кого-то глобальное потепление расстраивает, а кто-то, наоборот, ему очень рад. Ученые из Великобритании выяснили, что некогда редкая на островах бурая голубянка смогла стать обычной бабочкой только лишь из-за повышения летних температур. Она в буквальном смысле слова расширила свой кругозор — освоила новые территории, попробовала новую "кухню".
О том, насколько влияет глобальное потепление на жизнь и привычки животных и растений, сказать сложно. Дело в том, что для любого живого существа важны не средние температурные показатели по планете, а то, насколько тепло или холодно в том месте, где оно обитает (точно так же, как для нас, когда мы выходим гулять, имеет значение не средняя температура в городе, а таковая в нашем дворе). Ну, а поскольку локальные изменения температуры (и других параметров) происходят медленнее, чем глобальные, да и к тому же с сильной задержкой, то выясняется, что на глобальное потепление большинство животных и растений до сих пор просто не обратило внимания.
Тем не менее, кое-кому из братьев наших меньших потепление все-таки помогло. В частности, красивой бабочке — бурой голубянке (Aricia agestis), которая смогла из-за более высоких летних температур расширить ареал своего обитания в северном направлении. Впрочем, давайте обо всем по порядку.
Дело в том, что еще не так давно бурая голубянка была распространена в континентальной Европе, но вот в Британии ее можно было встретить нечасто. Граница ареала этого существа как раз проходила в южных районах Англии. Данные 1980 года говорили о том, что это насекомое встречалось лишь в тех местах, где произрастал солнцесвет монетолистный (Helianthemum nummularium) — тоже, кстати, весьма редкое растение на Британских островах. Именно листьями солнцесвета и питались гусеницы голубянки, и больше не чем иным.
Как видите, распространение голубянки на север сдерживала не холодная погода, а отсутствие кормового растения. Солнцесвет же был редок как раз из-за особенностей климата Британии — это растение не выносит холодов. Поэтому оно произрастает в основном на южных, хорошо прогреваемых склонах холмов. И именно там и встречались голубянки до 90-х годов прошлого столетия.
Однако, начиная с 1991 года, начали происходить странные вещи. Бурая голубянка вдруг ни с того ни с сего стала стремительно расширять свой ареал в северном направлении, заселяя в том числе и участки, где солнцесвет не растет. Энтомологи были удивлены — ведь прежде считалось, что листьями никаких других растений гусеницы этой бабочки питаться не могут. Впрочем, быстро выяснилось, что личинки голубянки стали активно использовать в пищу мягкую герань (Geranium molle), которая менее требовательна к теплу и может расти в прохладных местах.
Энтомологи из Йоркского университета сразу же организовали широкомасштабные исследования расселения голубянки, в которых приняли участие и специалисты из Общества охраны бабочек, а также натуралисты-любители, причем не только юные — наблюдение за бабочками до сих пор является одним из самых любимых хобби британцев. Работа длилась свыше двадцати лет, однако только недавно ученые смогли наконец-таки обобщить все данные. В итоги выяснились интересные вещи — основной причиной расширения ареала бурой голубянки, по-видимому, стало освоение бабочками кормовых растений, которых они раньше избегали и которые распространены намного шире, чем солнцесвет.
Однако возникает закономерный вопрос — почему британские бурые голубянки раньше не селились на геранях? Авторы работы предположили, что причина кроется в изменении климата. Начиная с 90-х годов прошлого века, средние летние температуры на Британских островах стали неуклонно расти. Чтобы проверить свою гипотезу, ученые сопоставили данные наблюдений за бабочками с графиком климатических изменений за последние 200 лет. Оказалось, что встречаемость бурых голубянок на геранях, а также относительная скорость роста "гераниевых" популяций по сравнению с "солнцесветными" демонстрирует четкую положительную корреляцию с летними температурами. Причем именно с летними, а не с зимними и среднегодовыми.
Но почему же так происходит? Эксперименты по выращиванию голубянок в неволе показали, что на самом деле их гусеницы могут есть и герань, однако при низких температурах она у них плохо усваивается. Поэтому раньше личинки, которые питались только лишь листьями герани, не могли набрать за лето достаточного веса, и, следовательно, нормально перезимовать. В итоге потомство тех бабочек, что рисковали отложить свои яйца на герань, погибало, и "гераниевых" популяций просто не возникало (любопытно, что во Франции, где куда теплее, подобные популяции существовали всегда).
Изменение же летних температур привело к тому, что теперь малопитательная герань стала куда лучше усваиваться гусеницами. В итоге они успевали за лето запастись питательными веществами для того, чтобы успешно перезимовать и весной нормально окуклиться. То есть теперь герань стала более предпочтительной кормовой базой для голубянок, чем солнцесвет — было замечено, что самки голубянок из недавно заселенных районов охотнее откладывают яйца на герань, чем обитательницы исконных территорий.
Кроме того, выяснилось, что "бегство на север" спасло голубянку от страшных врагов — наездников. Как мы помним, эти представители отряда перепончатокрылых (Hymenoptera) частенько откладывают яйца в тела других насекомых, в том числе и гусениц. Вылупившиеся же личинки пожирают несчастную гусеницу заживо, и спастись от этого она никак не может. Так вот, оказалось, что для большинства врагов голубянки из числа наездников летние температуры недостаточно высоки для того, чтобы мигрировать вслед за ней к северу. Следовательно, на недавно освоенных территориях гусениц никто не убивает. А это также способствует росту численности "гераниевых" популяций.
Итак, как видите, бурой голубянке глобальное потепление весьма помогло. Она в буквальном смысле слова расширила свой кругозор — освоила новые территории, попробовала новую "кухню". Теперь эта прежде весьма редкая бабочка стала в Британии вполне обычной. Не исключено, что в ближайшее время и другие "южане" могут потянуться на север. И это не может не радовать — не знаю, как вам, а мне в общем-то будет приятно видеть ярких тропических бабочек, порхающих в лесопарках и двориках Москвы…