Просмотров: 3933
Техногенная телепатия оказалась в списке пяти технологий, которые, согласно прогнозу IBM «5 in 5″, наиболее сильно повлияют на жизнь общества в ближайшие пять лет. «Представьте, что вам нужно будет лишь подумать о звонке кому-либо, и он будет совершен. Или вы захотите передвинуть предмет на экране компьютера, и компьютер сделает это. В течение 5 лет мы станем свидетелями появления первых вариантов применения данной технологии в индустрии игр и развлечений», — предсказывают специалисты IBM.
Стоит отметить, что существующие технологии уже позволяют выйти далеко за рамки простейших действий — таких как выключение света силой воли. А «гаджеты», обеспечивающее управление компьютерной игрой «силой мысли», можно без труда найти в свободной продаже примерно за $300 (есть и простые «некомпьютерные» игрушки с мысленным управлением).
Эксперименты по считыванию с мозга осмысленных сообщений и управлению поведением животных проводились еще в 1960-х. Однако тогда они ограничились простейшим уровнем, а затем были практически заморожены на два десятилетия. Новый виток начался после появления эффективных компьютерных томографов.
Техногенная телепатия развивается по двум направлениям. Первое связано с неинвазивными методами – активность мозга мониторит внешний прибор, например, энцефалограф. Это исключает необходимость грубого вмешательства в организм, но точность подобных методик относительно низка. Второе направление подразумевает инвазивные методы – как правило, используются супер-тонкие электроды. В этом случае удается достаточно детально отследить активность в интересующей зоне мозга. Как следствие, наиболее ранние и наиболее эффектные достижения в области техногенной телепатии связаны именно с этим направлением.
Первыми жертвами телепатического прогресса ожидаемо оказались крысы. В 1990-х в институте Дюка в США грызуна снабдили 48-электродным имплантатом в двигательном центре мозга и лишили воды. Изначально крысу научили утолять жажду, нажимая на кнопку. Затем устройство отключили и стали подавать воду тогда, когда активность мозга соответствовала нажатию на кнопку. Крыса сообразила, что для получения воды достаточно об этом подумать – и начала думать глубоко и регулярно. Это, собственно, стало первым примером мысленного управления механизмами.
В 1996 году в Университете Эмери (Атланта) начались эксперименты с безнадежно больными людьми. Первый не удался, но второй привел к тому, что в 1998-м художник и музыкант Джонни Рей, полностью парализованный, смог управлять курсором на экране компьютера и медленно набирать текст. С 2006-го такие технологии уже неинвазивны – достаточно портативного энцефалографа.
Следующим уровнем стало управление искусственными манипуляторами. В институте Дюка к мозгу небольших обезьян подключили конструкцию из 128 электродов. В начале приматов обучили перемещать курсор по экрану, а затем наступило время управления механической рукой. За два дня обезьяны научились управлять искусственной рукой почти столь же эффективно, как собственной. Кстати, адаптивность мозга оказалась исключительной – обезьяны воспринимали манипуляторы не как замену одной из собственных конечностей, а как дополнение, и успешно управлялись со всеми тремя.
В 2005 году в мозг парализованного больного впервые был вживлен 96-контактный имплантат, позволявший совершать простейшие движения робо-рукой, управлять курсором на экране компьютера, включать свет, переключать каналы телевизора и т.д. В 2011 году появилась полноценная механическая конечность. В 2009-м материализовалась достаточно эргономичная инвалидная коляска с «мысленным» интерфейсом. А в 2011-м довольно незатейливый нейроинтерфейс, позволяющий рулить автомобилем «без рук», пристроили на обычный «Фольксваген Пассат».
В целом, мыслеуправляемая техника станет довольно привычной уже в обозримом будущем.
Военные программы по созданию андроидов (например, американский PETMAN) развиваются во вполне ожидаемом направлении – с 2013 года DARPA займется созданием робота-аватара, способного дистанционно «представлять» пехотинца на поле боя. В проект планируется вложить $3 млрд – так что, вполне вероятно, Огромные Боевые Человекоподобные Роботы перестанут быть интернет- мемом, хотя и заметно «измельчают» при столкновении с суровой реальностью. Сходные разработки ведутся в Японии. Разумеется, аватары найдут и обширное невоенное применение — от космоса (упрощенная версия подобного робота без нейроинтерфейса уже обитает на МКС) до туризма.
А в конечном итоге развитие андроидного направления может изменить лицо всего человечества. Как известно, мозг фактически «умирает молодым», когда нервные клетки еще вполне работоспособны. Тот же склероз — это проблемы сосудов, а не нейронов. При условии создания надлежащих систем обеспечения жизнедеятельности нервных клеток, мозг сможет прожить вдвое дольше. Таким образом, создание мобильного робота с нейроинтерфейсом для управления от мозга-подселенца может существенно продлить «жизнь» человека. По оптимистическим прогнозам, при соответствующей поддержке этот проект можно реализовать в ближайшие пять лет. Иными словами, развитие нейроинтерфейсов и робототехники может привести к тому, что гигантскую часть земного населения будут составлять… киборги.
Однако мысленное управление – это лишь один из аспектов «телепатической революции». Технологии считывания информации с мозга как таковые тоже развиваются неожиданно быстро.
В марте 2009-го из мозга человека было считано его пространственное положение.
В сентябре 2010-го были проведены опыты по считыванию «мысленной речи» — тогда словарь распознаваемого свелся к десятку слов. Однако уже в ноябре 2011-го появилась технология, пригодная для того, чтобы считывать с мозга произвольные слова. Точнее, речь идет о звуках вообще, слышимых или воображаемых. К сожалению, метод инвазивный. При этом в 2008-м выяснилось, что можно установить не только то, что человек слышит или мысленно говорит в данный момент, но и то, что он слышал и говорил когда-то. Так же, как и отпечатки пальцев, «нервные паттерны» записывают акустические сигналы в духе граммофонной пластинки. При этом их невозможно изменить – ни в отношении голоса отдельного человека, ни в отношении звуковых комбинаций им высказанных.
В декабре 2008-го, используя неинвазивный метод, японские экспериментаторы смогли извлечь из мозга испытуемого простое черно-белое изображение на сотню крупных пикселей. В сентябре 2009-го из него же извлекли статичное цветное изображение – точнее, установили, какую фотографию из шестимиллионного «банка» видел испытуемый. В 2011 году увидели уже «кино» — динамическое изображение, возникавшее во время просмотра случайно отобранных видеороликов. В тот момент, когда эта сумма технологий будет доведена до ума, «содержимое» мозга можно будет элементарно наблюдать на экране.
Еще один аспект – создание оригинальных технологий связи. Разрабатываемый американскими военными «Шлем мысли» (Thought helmet) должен позволить бойцам слышать мысленную речь товарищей по оружию – ибо в некоторых ситуациях «лучше жевать, чем говорить».
Наконец, отслеживание активности мозга может с достаточной точностью обеспечить прогнозирование поступков человека. Пока опыты выглядят достаточно анекдотично – с помощью томографа удается установить, сдержит ли испытуемый свое обещание пользоваться или не пользоваться солнцезащитным кремом в течение недели. Однако предмет любопытства с таким же успехом может быть куда более серьезным.
При этом постепенно появляются технологии, позволяющие не только «заглянуть» в мозг, но и «работать» с его «содержимым» — от стирания «ненужных» воспоминаний до «манипуляций моралью». «Мораль состоит из множества процессов, которые можно выборочно, по одному, «выключить» — как мы выключили «оценку намерения» и оставили только оценку действия», — поясняет американская исследовательница Лайен Янг.
Развивается и «инструментарий». Инвазивные технологии небезопасны, транскраниальная магнитная стимуляция (воздействие на мозг магнитным полем) «неприцельна» и имеет ограниченный радиус действия. Однако в 2005-м Soni запатентовала метод стимуляции нужных областей мозга ультразвуком, который имеет впятеро большую точность и позволяет проникать в подкорковые области мозга, то есть очень глубоко. В итоге американские военные намерены получить встроенное в шлем ультразвуковое устройство, которое усиливало бы умственные способности солдата, повышало его стрессоустойчивость, снижало чувствительность к боли, обеспечивало бы мгновенное расслабление и «мобилизацию». Естественно, подобные технологии не останутся эксклюзивным достоянием «оборонки».
Какое влияние это окажет на нашу реальность?
«Это будет общество, где человек и машина будут неотделимы, и станет сложно понять, где заканчивается один и начинается другая, — убеждена биолог и писатель-фантаст Юлия Зонис. — И это будет общество с другой этикой. Сейчас общественный договор построен вокруг благоумолчаний и неизбежного сокрытия информации. В будущем границы личного пространства будут пролегать принципиально иначе – произойдет что-то похожее на то, что случилось с появлением Интернета, но в гораздо больших масштабах. Проблема защиты информации станет вопросом жизни и смерти – гонка «оборонительных» и «наступательных» технологий будет во много раз более мощной и затратной, чем нынешняя война с вирусами. При этом общество может стать зоной гораздо большей свободы – каждый сможет сделать сознательный выбор, какие эмоции испытывать, и, собственно, кем быть. Но, разумеется, это может быть и общество тотального контроля – опираясь на новые технологии, можно построить цивилизацию, по сравнению с которой маоистский Китай будет островом либерализма».