onua.org » Космос » Астрономические события января 2013 г

Астрономические события января 2013 гКалендарь наблюдателя на январь 2013 года - очередной выпуск ежемесячного периодического издания для любителей астрономии. В нем приводится информация о планетах, кометах, астероидах, переменных звездах и астрономических явлениях месяца, а также последние основные новости астрономии. Подробно описываются явления в системе четырех больших спутников Юпитера. Имеются карты для поисков комет и астероидов. Чтобы всегда иметь при себе сведения о небесных телах и основных явлениях месяца, скачайте архивный файл КН и распечатайте его на принтере.

ОБЗОР МЕСЯЦА

Основными астрономическими событиями месяца являются:
1 января - Комета LINEAR (C/2012 K5) в наилучших условиях видимости в 2013 году
2 января - Земля в перигелии
4 января - максимум действия метеорного потока Квадрантиды
5 января - Церера сближается со звездой Элнат до 2,4 градусов
16 января - Окончание видимости Венеры невооруженным глазом в средних широтах
18 января - Меркурий в верхнем соединении с Солнцем
18 января - Веста сближается со звездой Альдебаран до 2,4 градусов
30 января - Юпитер в стоянии по прямому восхождению (переход к прямому движению)
31 января - начало вечерней видимости Меркурия в средних широтах невооруженным глазом.

Календарь наблюдателя поздравляет всех любителей астрономии с наступающим 2013 годом и желает ясного неба, успешных наблюдений, новых открытий и новых знаний о Вселенной! В этом году комета C/2012 S1 (ISON), открытая Виталием Невским и Артемом Новичонком, пройдет перигелий (29 ноября 2013 года) и по расчетам достигнет блеска 10m! Это будет первая столь яркая комета, открытая нашими соотечественниками! Эфемериды кометы и карта ее пути будут публиковаться ежемесячно в данном КН, КН ваш неизменный спутник в планировании наблюдений в 2013 году!

Солнце движется по созвездию Стрельца до 20 января, а затем переходит в созвездие Козерога. Склонение центрального светила постепенно растет, а продолжительность дня увеличивается, достигая к концу месяца 8 часов 32 минут на широте Москвы. Полуденная высота Солнца за месяц на этой широте увеличится с 11 до 16 градусов. Январь - не лучший месяц для наблюдений Солнца, тем не менее, наблюдать новые образования на поверхности дневного светила можно практически в любой телескоп или бинокль. Но не забывайте применять солнечный фильтр!

В 2013 году Луна начнет движение по небесной сфере у границы созвездий Рака и Льва при фазе 0,89, а лучшие условия для ее наблюдений будут между первой и последней четвертью. Перемещаясь по созвездию Льва, уменьшающийся лунный овал в первый день года пройдет южнее Регула и вступит в созвездие Секстанта, в котором пробудет до полуночи 3 января, уменьшив фазу до 0,73. Пройдя в этот день по южной части созвездия Льва, Луна устремится к созвездию Девы, куда перейдет вечером, достигнув фазы 0,65. В этом созвездии 5 января наступит последняя четверть, а затем лунный полудиск максимально сблизится со Спикой, пройдя южнее этой звезды.

К полуночи 7 января (на Рождество) фаза тающего серпа достигнет 0,31 и он перейдет в созвездие Весов, сблизившись с Сатурном. До полуночи 9 января стареющий месяц успеет посетить созвездие Скорпиона и перейдет в созвездие Змееносца, снизив фазу до 0,12. В созвездие Стрельца тонкий серп Луны перейдет утром 10 января, близ яркой Венеры. Это явление лучше всего будет наблюдаться на юге страны. В созвездии Стрельца в конце дня 11 января наступит фаза новолуния (при сближении с Меркурием), а 12 января Луна перейдет в созвездие Козерога, появившись на вечернем небе в виде самого тонкого растущего серпа.

Вечером 13 января молодой месяц (Ф= 0,04) будет наблюдаться близ Марса, а 14 января при фазе 0,11 - близ Нептуна уже в созвездии Водолея. В созвездие Рыб Луна перейдет вечером 16 января при фазе немногим менее 0,2 и начнет сближение с Ураном, которого достигнет 17 января, увеличив фазу до 0,33. У границы созвездий Рыб и Овна ночное светило примет фазу первой четверти 19 января, а затем лунный полудиск устремится к созвездию Тельца, куда перейдет утром 21 января при фазе около 0,7.

Около полуночи 22 января Луна (Ф= 0,75) будет находиться между Гиадами и Плеядами близ Юпитера и Весты. 24 января яркий лунный диск посетит созвездие Ориона, и в этот же день перейдет в созвездие Близнецов. 26 января Луна вступит в созвездие Рака, где примет фазу полнолуния 27 января. На следующий день лунный диск перейдет в созвездие Льва и начнет двигаться по аналогии с началом месяца, около полуночи 31 января перейдя в созвездие Девы при фазе 0,86, закончив свой путь по январскому небу при фазе 0,77.

Из больших планет Солнечной системы в январе хорошие условия наблюдений имеют все, кроме Меркурия и Венеры.

Меркурий в первую половину месяца имеет утреннюю видимость, но не виден, скрываясь в лучах восходящего Солнца. Весь месяц Меркурий перемещается прямым движением. Сначала по созвездию Стрельца (до 19 января) а затем по созвездию Козерога, постепенно сближаясь с Марсом и Нептуном. Блеск планеты за месяц увеличивается от -0,6m до -1,2m, а фаза придерживается значения 1. Видимый диаметр сохраняется на уровне 5 угловых секунд в течение всего месяца. Вечерняя видимость планеты начнется в самом конце месяца, когда он появится в лучах заходящего Солнца над юго-западным горизонтом.

Венера перемещается прямым движением по созвездию Змееносца, 6 января переходя в созвездие Стрельца до конца месяца. Утренняя Звезда в начале месяца наблюдается около часа до восхода Солнца над юго-восточным горизонтом при элонгации менее 21 градуса. К середине месяца видимость ее заканчивается, и она скрывается в лучах восходящего Солнца. Видимый диаметр планеты составляет около 10 угловых секунд при увеличивающейся фазе более 0,95 и блеске -3,7m. В телескоп виден небольшой белый диск без деталей.

Марс весь месяц доступен для наблюдений по вечерам у юго-западного горизонта в течение часа (в виде слабой желтой звездочки). Загадочная планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Козерога до 29 января, а затем переходит в созвездие Водолея. Блеск планеты весь месяц имеет значение 1,2 m, а видимый диаметр сохраняется на уровне 5 угловых секунд. В телескоп виден крохотный диск с размытыми деталями поверхности.

Юпитер перемещается попятно по созвездию Тельца (в направлении Гиад), достигая стояния 30 января и меняя движение на прямое. Продолжительность видимости Юпитера уменьшается от 14 до 10 часов (в средних широтах). Видимый диаметр Юпитера уменьшается от 47 до 43 угловых секунд при снижающемся блеске от -2,6m до 2,4m. Эти факторы делают Юпитер самым лучшим объектом для наблюдений среди планет. 4 больших спутника Юпитера видны даже в бинокль.

Сатурн весь месяц перемещается прямым движением по созвездию Весов. Сатурн наблюдается ночью и утром, в начале месяца 4,5 часа, а к концу января быстро увеличивая продолжительность видимости до 6 часов. Блеск Сатурна составляет +0,5m при видимом диаметре около 17 секунд дуги. В небольшой телескоп можно наблюдать детали поверхности, кольцо и спутник Титан.

Уран перемещается прямым движением по созвездию Рыб правее звезды 44 Psc. Уран можно наблюдать и невооруженным глазом в отсутствии засветки и при прозрачном небе (первую половину месяца). Видимость планеты в средних широтах снижается от 7 до 4,5 часов. Уран имеет угловой диаметр 3,6 угловых секунды. Спутники Урана имеют блеск слабее 13-14m.

Нептун перемещается прямым движением по созвездию Водолея. Блеск планеты составляет 7,8m, а видимый диаметр 2,3 угловых секунды. Наблюдать его можно в бинокль по вечерам с уменьшающейся продолжительностью видимости от 4 часов до 1 часа. Спутники Нептуна имеют слабее 13m. Для того, чтобы рассмотреть диски Урана и Нептуна, понадобится телескоп с диаметром объектива от 80мм и увеличением более 100 крат и прозрачное небо. Поисковые карты далеких планет имеются в Календаре наблюдателя на январь 2013 года и Астрономическом календаре на 2013 год.

Из комет самой яркой будет PANSTARRS (C/2011 L4) с блеском 9 - 7m, которая движется по созвездиям Скорпиона и Южной Короны, но у нее условия наблюдений неблагоприятны из-за большого отрицательного склонения и малой элонгации. Комета LINEAR (C/2012 K5), которая в январе перемещается по созвездиям Возничего, Тельца, Ориона и Эридана, будет более доступным объектом при блеске в начале месяца ярче 9m.

Среди астероидов самыми яркими являются Церера и Веста, которые находятся близ противостояния с Солнцем с блеском около 7m. Оба астероида перемещается по созвездию Тельца, наблюдаясь всю ночь Веста близ Юпитера и Гиад, а Церера близ звезды Элнат.

Среди метеорных потоков наиболее активными будут Квадрантиды (ZHR= 120). Максимум потока состоится около 7 часов по всемирному времени 4 января.

Ясного неба и успешных наблюдений!
Вы читаете новость Астрономические события января 2013 г если Вам понравилась статья Астрономические события января 2013 г, прокоментируйте ее.