Просмотров: 4297
После 48-часовой неапольской встречи министров двадцати европейских государств, участвующих в Европейском космическом агентстве (ЕКА), они всё же утвердили пятилетний бюджет ведомства и наметили основные направления его деятельности.
Бюджет, равный ?10,1 млрд ($13 млрд), по меркам той же НАСА невелик. Однако острым вопросом ожидаемо оказались конкретные приоритеты при его делёжке. Напомним, что французы годами настаивают на немедленном финансировании разработки ракеты-носителя Ariane 6. Если бы такое решение было принято, полагает Франция, уже к 2021 году при общем объёме инвестиций порядка ?4 млрд первая ракета смогла бы вывести груз на орбиту. Представители Германского центра авиации и космонавтики (Deutsches Zentrum für Luft- und Raumfahrt e.V., DLR) во главе с председателем исполнительного совета DLR Йоханном-Дитрихом Вёрнером (Johann-Dietrich Wörner), напротив, предлагают политику «малых дел». Мол, следует частично модернизировать носитель Ariane 5, до новой версии Ariane 5 ME, что стоило бы ЕКА всего ?2 млрд.
Ariane 6 в ближайшие годы не полетит. Учитывая, что её предшественник, Ariane 5, была ключевой ракетой на рынке коммерческих стартов, ЕКА рискует утратой ведущих позиций в весьма важной области. (Здесь и ниже иллюстрации ESA.)
Ariane 6 в ближайшие годы не полетит. Учитывая, что её предшественник, Ariane 5, была ключевой ракетой на рынке коммерческих стартов, ЕКА рискует утратой ведущих позиций в весьма важной области. (Здесь и ниже иллюстрации ESA.)
В этом споре победа осталась скорее за Германией: Ariane 5 ME всё же будет разрабатываться и совершит первый полёт ориентировочно в 2017–2018 гг. (дата, уже сегодня представляющаяся солнечно оптимистической). Правда, верхняя ступень будет сделана совместимой с будущим носителем Ariane 6. Учитывая, что её конкретное исполнение для Ariane 6 дискутируется, с чем совмещать верхнюю ступень модернизированной версии, пока загадка. Это, кстати, может дополнительно отсрочить дату первого полёта модернизированной РН.
Кстати, Элон Маск, CEO небезызвестной SpaceX, конкуренция со стороны которой и есть главная причина европейских вздохов по устаревающей Ariane 5, заметил по этому поводу, что модернизация не поможет носителю достичь показателей Falcon 9 и Falcon Heavy. Шанс, полагает он, у европейцев всё ещё есть — но только если те займутся абсолютно новой ракетой, не ориентируясь на совместимость компонентов.
Увы, среди других решений неапольского заседания было также сворачивание программы мягкой посадки автоматического исследовательского аппарата у южного полюса Луны в 2018 году. Германия здесь скорее проиграла — идея была её, а вот остальные члены ЕКА, мягко говоря, не были заинтересованы в дорогостоящем проекте.
Пожалуй, самой интересной новостью для россиян стало то, что европейцы заявили о подписании с Роскосмосом соглашения по проекту ExoMars, который первоначально был «заточен» под сотрудничество с НАСА. После того как американцы, пообещав участие кадрами и финансами, «всё забыли», европейцы стояли перед выбором: свернуть или присоединиться к кому-нибудь ещё. Наконец-то они определились, причём окончательно, причём в пользу сотрудничества с Россией. Правда, полёт в 2016–2018 гг. теперь не обещают, но и новые сроки не называют.
Подготовлено по материалам Европейского космического агентства.