Просмотров: 5850
Разные народы в разные времена относились к этим представителям птичьего царства по-разному. В средневековой Европе их образ рождал самые мрачные ассоциации, и поэтому за черным вороном прочно закрепилась репутация вестника зла. Это нашло отражение во многих преданиях и легендах. Из лачуг простого люда суеверия переходили во дворцы знати. Своя легенда о черных птицах жила и среди представителей известного рода Габсбургов, давшего Европе целый ряд монархов.
Случай на горе Вюцельс
Эта таинственная история восходит к середине Х века. Приблизительно к тому времени, когда в Восточной Европе Киевский князь Святослав одерживал свои победы над печенегами, хазарами и византийцами. В ту пору на юге Германии жил граф фон Альтенбург, первый из известных нам предков рода Габсбургов. Он был богат и умножал свое состояние, присоединяя к своим владениям все новые земли. Один из таких земельных наделов располагался вблизи горы Вюцельс. Однажды граф устроил здесь большую охоту. Он так увлекся преследованием зверя, что не заметил, как оторвался от своей свиты.
Разгоряченный фон Альтенбург оказался на вершине горы, усеянной гнездами огромных грифов. Стервятники набросились на графа. Дитрих отбивался копьем и мечом, но едва несколько птиц падало под его ударами, как на их место прилетали новые. Привлеченные запахом крови сородичей, омерзительные падальщики слетались на вершину Вюцельса отовсюду, кружились вокруг графа как дьявольский ураган. Дитрих изнемогал, а помощи все не было. И тогда он вознес молитву: «Помоги мне, Боже! Не дай этим мерзким тварям склевать меня!» В ответ на его слова в небе вдруг раздался шум, возникла странная черная туча, устремившаяся навстречу ему.
При ее приближении граф понял, что это стая необычайно больших иссиня-черных воронов. Они обрушились на грифов и принялись клевать и рвать их сильными когтистыми лапами.
Вскоре все было кончено. Тела стервятников усеяли склоны гор. Неожиданные спасители графа расселись на окрестных скалах. Фон Альтенбург преклонил колени и возблагодарил Всевышнего. Через какое-то время подоспели рыцари и слуги из свиты. Увидев трупы страшных грифов и выслушав рассказ графа, они тоже стали читать благодарственные молитвы.
Позже в честь своего чудесного спасения фон Альтенбург приказал построить на вершине Вюцельса большую башню, чтобы вороны-спасители и их потомки всегда могли найти здесь себе приют. Приспешники графа поклялись подкармливать птиц, если в том возникнет нужда.
Пророчество монаха
В тот год, когда было завершено строительство указанной башни, в замке графа неожиданно появился незнакомый монах. «Я принес тебе радостную весть, мой повелитель! – сказал он с поклоном. – За то, что ты не оставил без благодарности своих крылатых спасителей, Господь дарует тебе свою милость. В сей миг я пророчествую: отныне не только у тебя, но и у всего твоего рода будут крылатые охранители – вороны. Они станут защищать людей и посевы, облетая дозором твои владения. И ты всегда можешь на них положиться».
С тех пор черные птицы отгоняли непрошенных гостей, будь то разбойники или полчища грызунов, истреблявших посевы. Даже вредные насекомые не появлялись больше в угодьях графа.
Однако ничто не вечно под луной. Спустя сто лет потомки графа уже и не вспоминали, для чего и по какой причине построена башня у вершины горы Вюцельс.
Не вспоминали, пока однажды в тех местах не появился Вернер Альтенбургский, епископ Страсбургский. Внимательно осмотрев со всех сторон башню, он велел собрать строителей:
– Такое прекрасное место во владении моих предков не должно пропадать. Здесь надо воздвигнуть замок. А птиц я прикажу слугам изгнать – потравить или перерезать.
Местные старожилы напомнили епископу, что вороны некогда спасли жизнь его именитого предка, взывали к чувству долга, но все было тщетно. И тогда на торжествах по поводу начала большого строительства вновь появился таинственный черный монах. «Не начинай работ! – грозно предупредил он епископа. – Иначе впереди – несчастье!» Вернер лишь топнул ногой в гневе и приказал слугам задержать строптивца. Черная ряса монаха колыхнулась, взметнулись вверх рукава – и епископу показалось, что перед ним стоит огромный разъяренный ворон. Через мгновение чернец растворился в воздухе, и только из-под балок на потолке разнеслось: «Если изгонишь птиц, вороны превратятся из охранителей твоего рода в вестников несчастий!»
Кошмар прославленного рода
Время шло. Замок, вопреки предупреждению монаха, был построен. Назвали его Габсбург, что переводится приблизительно как «замок охраны имущества». Богатство и влияние славного рода, как теперь стали именовать себя потомки фон Альтенбурга, с годами только возрастало. В 1273 году графа Рудольфа IV Габсбурга избрали немецким королем под именем Рудольф I. Титул немецкого короля и императора Священной Римской империи германской нации в то время считался малопривлекательным в силу разных причин, но этот представитель рода Габсбургов оказался весьма успешным правителем. В 1278 году он сумел подчинить себе чешского короля и стал обладателем герцогств Австрии и Штирии. Так был заложен краеугольный камень в создание империи Габсбургов.
С годами дом Габсбургов стал одним из самых влиятельных в Европе. Династия правила в Австрии в период с 1282 по 1918 год, в Венгрии и Чехии – в 1526-1918 годах, в Испании – с 1516 по 1700 год, а в Нидерландах – в 1477-1794 годах. Среди ее представителей было много императоров Священной Римской империи германской нации. Так что недаром тогда считалось – Австрия призвана править миром. Секретом Габсбургов было умение заключать невероятно выгодные браки. Трижды мужчины этого рода вели к алтарю первых невест Европы. Достаточно успешно вели они и войны. И все же… для всех представителей знатного семейства с момента памятного пророчества монаха черные вороны стали вестниками несчастий. Родилось даже поверье: коль увидишь в небе сразу семь этих птиц – считай, что тебе подписан смертный приговор.
Первым силу проклятия испытал на себе тот самый Вернер Альтенбургский. Всего через несколько лет после окончания строительства замка Габсбург над каретой епископа пронеслась однажды стая воронов с горящими красными глазами. Испуганный до полусмерти, служитель Церкви тяжело заболел и вскоре скончался.
В годы щедрой на расправы французской революции огромные черные вороны были замечены во время казни Марии Антуанетты. После этого случая зловещие птицы всякий раз появлялись в сопровождении призрака женщины в белых одеждах.
Последнее появление
Кое-кто из рода Габсбургов пытался наладить с воронами дружественные отношения. Существует мнение, что могущественный испанский король Филипп II именно с этой целью распорядился построить огромный замок Эскориал. Этот дворец, подобно скале, возвышался на открытой местности. Но его стены почему-то не привлекли внимания черных птиц. Приблизительно в одно время с Филиппом Испанским в далекой Праге правил еще один Габсбург – Рудольф II, слывший другом и покровителем алхимиков. Трудившиеся при его дворе мастера пытались получить золото из неблагородных металлов или создать гомункулуса – искусственного человека. Рудольф II поручил им также изготовить специальный эликсир, с помощью которого можно было бы понимать язык птиц. Но и из этой затеи ничего не вышло.
Последний раз вороны дали знать о себе уже в ХХ веке. В 1914 году, незадолго до начала Первой мировой войны, эрцгерцогиня София, супруга эрцгерцога Франца Фердинанда, в ясный, солнечный день ехала в открытом авто, как вдруг увидела над собой стаю огромных черных птиц. Вернувшись во дворец, она умоляла мужа отменить их поездку в Сараево.
Однако тот решил быть выше диких суеверий. Но в скором времени в столице Боснии его настигли пули террориста Гаврилы Принципа. Во время покушения над улицей, где проезжал автомобиль молодой четы, кружила стая воронов.
В 1918 году Карл I, последний император из рода Габсбургов, был свергнут с престола. 3 апреля 1919 года Учредительное собрание Австрийской Республики приняло закон о лишении Габсбургов всех прав и об изгнании их за границу. Карл скончался на острове Мадейра 1 апреля 1922 года. В день его похорон к могильному склепу Габсбургов в венской Капуцинеркирхе слетелось множество черных птиц.
С тех пор зловещих воронов больше никто не видел.