Просмотров: 5378
Почти 200 лет просуществовал духовно-рыцарский католический орден храмовников, и вот ровно семь столетий, прошедших со времени его ликвидации, как он вызывает неподдельный интерес не только профессиональных историков. Вокруг тамплиеров сложилось множество мифов. Давайте же рассмотрим наиболее характерные из них и к тому же самые популярные.
Появлению мифов способствовали многие факторы, но во многом в их появлении повинны сами рыцари-храмовники. В булле папы римского Климента V (Clemens V) от 1312 года Vox in excelso об официальном роспуске ордена тамплиеров отмечается "таинственность, с которой принимали в этот орден", а также "клятва не разглашать ничего об этом приеме, которую требовали от каждого". Отметим, что самой главной причиной роспуска ордена послужило обвинение в отречении от Иисуса, которого требовали от нового брата во время церемонии приема.
Словно загодя тамплиеры напускали тень на плетень в ясный день и всячески способствовали тому, чтобы представить свою деятельность таинственной и подозрительной.
В официальном уставе братства тамплиеров, например, запрещалось разглашать, что обсуждалось на заседаниях капитула. Вспоминается нелепая секретность советских времен, доходившая иногда до абсурда и анекдота. Достаточно было просто собраться за закрытыми дверями. Однако тамплиеры, слегка зациклившиеся на секретности, забирались к черту на кулички и старательно отбирали узкий круг посвященных лиц, повсюду раструбив о своей загадочности.
Тотальная и не всегда объяснимая секретность. Без специального разрешения запрещалось владеть экземпляром официального устава, чтобы он не попал в руки лиц, непричастных к делам ордена. У историков данное положение вызывает недоумение: статуты официального устава ордена написаны вполне отчетливо, в них нет ни следа двойного толкования и они не дают повода для превратных толкований. Русская барыня XIX века по этому поводу заметила бы своей товарке: "Милочка, да вы интересничаете!"
Более серьезный запрет для всех тамплиеров - исповедаться другим священникам, кроме капелланов ордена. Получается, что нельзя исповедаться своему собрату-храмовнику, который также повязан обязательством свято блюсти тайну. Когда в 1307 году против ордена Храма были выдвинуты первые обвинения, то наряду с прочими укоризнами в адрес тамплиеров на эту практику тоже ссылались. В других монашеских орденах такое также встречалось, но не было непременным условием.
Ну и, конечно, как говорится, бывших тамплиеров не бывает. Уж коли попал в храмовники, то навсегда. За тяжкие прегрешения брата могли не только изгнать, но и заключить под стражу. Однако к тем, кто изъявлял желание добровольно покинуть орден Храма, относились с большим подозрением. Когда подобное происходит среди людей, занимающихся секретной деятельностью типа разведки, или в тайных обществах, где требуется пройти инициацию — такое в порядке вещей. Но ведь считается, что орден Храма не являлся таковым... Следовательно, можно предположить: внутри ордена была своя элита, состоящая из посвященных, и этот двойной орден по сути не только представлял собой государство в государстве, но и был секретной организацией.
Самое интригующее обвинение, выдвинутое против тамплиеров, заключается в их идолопоклонстве и следовании языческим ритуалам. В поклонении какой-то голове, возможно, бородатой. Существует гипотеза, в соответствии с которой Bafomet или Baphomet - искаженное арабское слово абуфихамат или буфихамат, что означает "отец понимания". В суфийской традиции понятие раль-эль-фахмат (голова знания) связано с процессом понимания у посвященного. Еще в начале XIX века один западный арабист предположил, что "бафомет" — искаженное слово "Магомет" и обнаружил, что слово bahommerid переводится как "мечеть".
Немецкий ориенталист высказался в том духе, что Бафомет происходит от арабского бахумид - "теленок", следовательно, тамплиеры поклонялись золотому тельцу. Поскольку такого слова в словарях не обнаружилось, востоковед сказал, что оно возникло в среде гностиков из объединения двух греческих слов бафе (крещение) и метеос (инициация). В общем, один лишь перечень всех гипотез занял бы не одну страницу убористого текста.
Может быть в этой куче версий и есть "жемчужное зерно" истины. Только вот дело в том, что слово бафомет никогда не произносили ни обвинители ордена Храма, ни обвиняемые тамплиеры. Его распространению способствовали оккультисты и историки. Появилось оно на свет из протокола допроса одного сержанта, обвиненного в "поклонении бафометскому образу".
Сержант говорил на родном ему окситанском наречии, на котором Магомет звучит как Бафомет, т. е. непонятно уроженцам северной Франции. Не очень ученый человек, этот сержант не ведал, что ислам запрещает изображать людей и животных. А вот эрудиты, напротив, выдумали Бафомета, точно так же как и пресловутую голову.
Во время обысков в жилищах тамплиеров никаких голов не было найдено, за исключением одной-единственной. Хранитель Храма инквизиторам "принес голову, большую, красивую, из позолоченного серебра, которая имела женское лицо и содержала кости черепа, помещенные в складки сшитого куска белого полотна, а также другую ткань, красноватого оттенка, покрывавшую полотно". На ней имелась надпись "Caput LVIII m".
Речь идет о самом обыкновенном реликварии в форме женского бюста, используемого в ортодоксальных культах святых жен и мучениц. Никаких тайн. Позднее исследователи показали связь легенд о голове тамплиеров с древнегреческим мифическим циклом о Персее и голове Медузы.