Просмотров: 7980
С тех пор как человек полетел в космос, прошло больше пятидесяти лет. За это время люди добились небывалых высот в освоении космического пространства и постарались создать космонавтам максимально комфортные условия жизни на орбите. Но все-таки привыкнуть к невесомости невозможно, в чем космонавты убеждались не раз.
Звездная болезнь
В начале космической эры никто не мог предположить, как скажется полет на здоровье человека, в частности, не сойдет ли он с ума. На случай неадекватных действий Юрия Гагарина из-за перегруженной психики инженеры позаботились о его безопасности. Прежде чем запустить тормозной двигатель, ему надлежало подтвердить свою вменяемость, решив простую логическую задачку: получить цифровой код. Только введя его, можно было вручную включить необходимое оборудование. С задачей первый космонавт справился легко. Куда хуже обстояло дело с другой проблемой – невесомостью. Ни один космонавт, включая Юрия Алексеевича, не смог избежать так называемой «космической болезни». Согласно статистике, порядка 50 процентов космонавтов жалуются на легкое недомогание - головокружение, тошноту, слабость, а 10 процентов болезнь «ломает» по-страшному. Хуже всего переносил невесомость американский астронавт (позже сенатор Конгресса США) Джейк Гарн в 1985 году. Ему было так плохо, что среди его коллег-астронавтов в НАСА вошла в обиход шуточная единица измерения тяжести состояния в период адаптации — один гарн. «Космическая болезнь» коварна тем, что заранее никто не может сказать, как она проявится у того или иного космонавта. Утешает то, что со временем к невесомости адаптируются, и болезнь отступает.
Глюки
В отличие от «космической болезни», другая напасть пока мало изучена. Речь идет о таинственных видениях. Первым об этом феномене сообщил в октябре 1995 года космонавт Сергей Кричевский на лекции в Новосибирском международном институте космической антропологии. Кричевский узнал о «фантастических состояниях-сновидениях» от коллег по цеху накануне своего полета. У некоторых космонавтов происходит изменение сознания, и они начинают ощущать себя тем, кем не являются на самом деле. Человек словно покидает привычную оболочку и надевает на себя чужую личину – другого человека, фантастического существа или зверя, в том числе давно исчезнувшего. Некоторые космонавты превращались в динозавров и мамонтов, «носились» по лесам и полям, «убегали» от хищников и от людей, охотившихся на них. Другие «улетали» на новые планеты, разговаривали на незнакомых языках, общались с гуманоидами. Вернувшись в свое тело, космонавты во всех подробностях описывали свое новое обличье. «Погружение» было настолько явным, что, «проснувшись», человек был уверен, будто он действительно был тем или иным существом. Картины-видения были чрезвычайно яркими, цветными, запоминающимися. Потом, на Земле, они еще долго преследовали космонавтов. Им чудились звуки из их сна-галлюцинации, слышалась чужая речь, показывались какие-то необычные пейзажи.
Солярис
«У меня, к счастью, ничего подобного не было. А вот мой напарник Василий Циблиев, например, вел себя порой так, будто белены объелся: кричал, метался, выделывал кульбиты ногами. Оказывается, ему снились совершенно потрясающие, феерические, непередаваемые сны. Пересказать их он вообще не мог. Твердил только, что ничего подобного в жизни не видел. Такие состояния могли повторяться и наяву. Там, на орбите, порой и не поймешь, где сон, где явь...» - признавался летчик-космонавт Александр Серебров. А вот рассказ космонавта Владислава Волкова: «Внизу летела земная ночь. И вдруг из этой ночи… донесся лай собаки. Обыкновенной собаки, может быть, даже простой дворняжки… Не знаю, где проходят пути ассоциаций, но мне почудилось, что это голос нашей Лайки. Попал он в эфир и навечно остался спутником Земли. А потом через несколько секунд стал отчетливо слышен плач ребенка. И какие-то голоса. И снова совсем земной плач ребенка».
Как тут не вспомнить фильм Андрея Тарковского «Солярис»?! Океан планеты Солярис обладал разумом, который материализовывал образы, возникающие в сознании находящихся на планете людей.
Видимо, что-то похожее происходит и с космонавтами на орбите. Но кто материализует их образы? Пока есть только одно объяснение: в условиях невесомости человеческий мозг подвергается воздействию магнитных полей, радиационного излучения и т. д. Кроме того, на орбите постоянно искажаются естественные биологические ритмы человека. Шутка ли – Солнце там восходит и заходит каждые 90 минут, и за сутки космонавты 16 раз наблюдают восход Солнца! Это вызывает нарушения сна, приводит к возбудимости нервной системы, нарушению работы опорно-двигательного аппарата. Может, разгадка именно в этом? Космонавт Алексей Серебров свидетельствует: «В третьем полете, засыпая, я видел внезапные ярчайшие вспышки, от которых постоянно просыпался. Потом привык. Эти вспышки, называемые фосфенами, — результат пролета тяжелых космических частиц, они-то и вызывают ослепительно яркий зрительный образ. Что при этом происходит с нейронами мозга — непонятно. Врачи не делают даже электроэнцефалограмм космонавтов во время полета».
Снайперы на орбите
Что и говорить, пребывание в условиях невесомости – огромный стресс для организма. Даже хорошо тренированные летчики-космонавты не могут избежать неприятных последствий. После возвращения на Землю им приходится заново привыкать к «новой жизни». Так, многие долго привыкают к тому, что предметы падают. Поэтому разбитые чашки и тарелки в порядке вещей еще в течение нескольких месяцев по возвращению домой. Космонавтам приходится не только заново учиться ходить, но и принимать пищу, чистить зубы, пользоваться ванной и туалетом. Многие гигиенические процедуры там, в космосе, выглядят совершенно по-другому. Чтобы почистить зубы, например, приходится глотать зубную пасту. Ванна – непозволительная роскошь в космосе. Остается довольствоваться влажными салфетками. Обычный туалет для космонавтов – предел мечтаний. Космический унитаз – это хитро устроенная система: он не сливает воду, как на Земле, а всасывает продукты жизнедеятельности. Чтобы научится им пользоваться, космонавтам приходится долго тренироваться на Земле на специальном макете, оснащенном видеокамерами. Нужно садиться на толчок аккурат по центру и «палить» строго в цель. В противном случае промашки на орбите могут привести к большой неприятности. Ученые НАСА пытались облегчить в этом смысле космонавтам жизнь. Встраивали в скафандры специальные «пузыри» для сбора «отходов», снабжали памперсами, но от всех этих идей отказались. Пока же космонавтам приходится довольствоваться ролью снайперов.
Это интересно:
В космос никогда не смогут отправиться женщины, увеличившие грудь хирургическим путем. На орбите имплантаты могут взорваться.
Отсутствие силы тяжести распрямляет позвоночник так, что можно «подрасти» на 5-8 см. К сожалению, лишний рост вызывает осложнения в виде болей в спине и приводит к проблемам с нервной системой. Зато на орбите никто не храпит, причина все та же: отсутствие гравитации.
Космонавт Сергей КрикалёвКосмонавт Сергей Крикалёв провел на орбите в общей сложности 803 дня, что является мировым рекордом. Одновременно его можно считать обладателем другого рекорда — самого продолжительного путешествия во времени среди жителей нашей планеты. Согласно теории относительности, чем больше скорость, с которой движется объект, тем сильнее для него замедляется время. Рассчитано, что благодаря космическим полетам Крикалёв на 1/48 секунды моложе, чем если бы он оставался все время на Земле.
Андрей ПАЛЬКО