Просмотров: 3921
Новые данные, извлечённые из ледников Гренландии, говорят о том, что концентрация метана в атмосфере следует за расцветом и упадком цивилизаций.
Исследование, предпринятое международным коллективом, показало, что люди стали производить значительное количество этого мощного парникового газа задолго до индустриальной революции — ещё во времена Римской империи и династии Хань.
Колебания атмосферной концентрации метана вызывались изменениями в сельском хозяйстве, техническим прогрессом, политической и социальной историей. Например, для расчистки земли под пашни активно сжигались леса, древесина и уголь повсеместно использовались для обогрева домов и церквей, а также выплавки металлов. Всё это приводило к выбросу метана в таких объёмах, что их можно отследить.
Анализ пузырьков газа, содержащихся в ледовых кернах, позволяет реконструировать состав атмосферы в разные периоды истории. В случае метана можно даже выяснить, откуда он взялся, ведь он может быть продуктом не только человеческого труда, но и жизнедеятельности растений и животных, вулканической активности и пожаров.
Правда, ничто не может рассказать учёным, природные то были пожары или техногенные, но тут на помощь пришла глобальная реконструкция землепользования последних двух тысячелетий. В результате выяснилось, что 20−30% метана, поступившего в атмосферу в результате пожаров с 100 года до н. э. по 1600-й, имеют антропогенное происхождение.
На итоговых графиках исследователи разглядели эффекты не только средневекового климатического оптимума и малого ледникового периода, но и активного выброса метана в периоды расцвета Средиземноморья времён Римской империи и Китая при династии Хань, его последующее снижение и новый рост по мере оживления Европы в средневековье и эпоху Возрождения. Даже Чёрная Смерть оставила свой след в летописи — настолько серьёзным испытанием она стала.
Но всё же ничто не сравнится с тем всплеском, который начался с промышленной революцией.
Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.
Подготовлено по материалам Федеральной политехнической школы Лозанны.