Просмотров: 3986
Практически любая техническая новинка вызывает пересуды о её вредности для здоровья. Микроволновые печи, телевизоры, мониторы, мобильные телефоны (а также самые обычные телефоны на заре их существования), мачты сотовой связи, Wi-Fi, умные счётчики электроэнергии — всё становится причиной беспокойства.
Синдром ветрофермы уже в теленовостях.
Последний писк моды — ветровые турбины, которые, если верить всем россказням, по своей гибельности могут поспорить с казнями египетскими. Утверждают, что они приводят к раку, врождённым порокам развития и всякого рода проблемам с психикой, не говоря уже о седых волосах, хронической усталости, потере концентрации, увеличении веса, бессоннице и раннему старению в целом. Куры перестают нестись, исчезают дождевые черви, рогатый скот и козы мрут в страшных муках.
А виной всему — «блуждающее электричество».
Специалисты в области здравоохранения отмечают, что истерия имеет все признаки обыкновенного психоза: поток дезинформации, за которым порой угадывается рука лоббистов ископаемого топлива, способен довести до нервного расстройства чувствительного и не слишком грамотного человека.
Медики сомневаются в том, что ветровые турбины вредны для здоровья, по следующим причинам. Во-первых, ветряки появились около 20 лет назад, и теперь по всему миру установлено около 200 тыс. агрегатов. Но впервые о том, что они становятся причиной болезней, заговорили только десять лет спустя, когда дуэт сельских врачей из Великобритании и Австралии выступил с громким заявлением, которое растиражировали газеты и которое так и не появилось в научных журналах. Турбины обвинялись в вызывании хронических заболеваний вроде рака лёгких и кожи, сахарного диабета, рассеянного склероза, а также инсульта. Одна из верховных жриц новой религии Сара Лори из Австралии утверждает, что вам достаточно постоять в виду ветряка минут двадцать. Но где же эпидемия, которая при таких условиях была бы неминуемой?
Во-вторых, ветровые фермы создаются лишь в отдельных регионах, и практически все работают без жалоб со стороны местного населения. Лишь некоторые становятся объектом анафемы, причём ещё до введения в эксплуатацию. Почему жители Германии и Дании почти не жалуются? Почему жалобы редки в Западной Австралии, но широко распространены на востоке Зелёного континента?
Противники ветроэнергетики охотно признают, что заболевают не все: плохо становится лишь наиболее восприимчивым. Как же тогда объяснить существование целых областей и стран с совершенно невосприимчивым населением?
Бросается в глаза следующее: жалуются в основном те, кому ещё не удалось выгодно продать или сдать в аренду свою землю горнодобывающим и энергетическим компаниям. Австралийское село в таком упадке, что иногда это единственный шанс поправить свои дела.
Оппоненты утверждают, что владельцам участков затыкают рты оговорками о конфиденциальности, вот они и не могут поведать нам о болезнях. Однако люди, видевшие договоры, как и следовало ожидать, не нашли в них подобных требований (кстати, нарушающих закон).
Распространяются апокрифические сказания о том, что многим пришлось оставить дома. Адреса сих несчастных отчего-то не прилагаются. Впрочем, трудно спорить с тем, что сейчас, во времена затухания деревенской жизни, некоторые и впрямь бросают собственность, которую не получается продать, — факт, который почему-то проходит мимо внимания людей, отрицающих изменение климата.
Между тем проведено уже 17 исследований, которые показали, что риск ветроферм для здоровья соответствует проектной документации и незначителен.
Все предыдущие опасения по поводу опасности новой техники для здоровья рассасывались, как только публика привыкала к новым аппаратам. Кто сейчас помнит истерию вокруг мачт сотовой связи, пик которой в развитых странах пришёлся на конец девяностых?
Подготовлено по материалам NewScientist.