Просмотров: 5219
Как минимум 15 тыс. лет назад бесстрашные сибиряки перешли по вновь открывшемуся Берингову перешейку и добрались до безлюдной Америки.
На протяжении многих лет археологи, генетики и лингвисты пытаются понять, каким образом происходило заселение Америки, и один из важнейших вопросов звучит так: в какое количество волн уложилась миграция из Восточной Азии?
Новое масштабное генетическое исследование показало, что крупных волн было три, и все с разным территориальным охватом.
Дэвид Райх из Гарвардской медицинской школы (США) и его коллеги проанализировали геном 493 человек, принадлежащих 52 индейским группам от Канады до южной части Южной Америки. Результаты сравнили с генетической картиной 245 человек, которые относятся к 17 этническим группам Сибири. Главной задачей было выявить варианты генов, уникальные для коренных американцев, которые с конца XV века постепенно «затемняются» вливанием европейского и африканского материала. Всего было изучено более 300 тыс. одиночных нуклеотидных полиморфизмов.
Прежние анализы митохондриальных ДНК и Y-хромосом показали, что миграция уложилась в одну волну; это противоречило выводам антропологов и лингвистов. Но эти методы позволяют выявить лишь предков по материнской и отцовской линиям, тогда как разбор одиночных нуклеотидных полиморфизмов даёт более широкую картину.
Оказалось, что потомки первой волны заселили практически всю Америку: самые древние варианты найдены и у яганов, живущих на юге Чили, и у большинства канадских индейцев, которые причисляют себя к так называемым первым народам. Последующие волны — эскимосско-алеутская и чипевская (не путать с чиппева) — ограничились Арктикой. Потомки последних наиболее тесно связаны с современным населением Восточной Азии.
Более поздние группы, по-видимому, быстро смешались с прежним населением севера Северной Америки, так что ДНК современных эскимосов и алеутов только на 43% напоминают геном предков, а чипевов — лишь на 10%. Остальное пространство заняли гены первой волны.
Полученная картина неплохо согласуется с некоторыми классификациями языков коренного населения Америки.
Кстати, прибрежное население продемонстрировало больше генетического разнообразия, чем обитатели глубин континента. Это говорит о том, что основные маршруты миграции пролегали вдоль берега. Возможно, древние индейцы были неплохими мореходами.
Любопытно, что с тех пор, как популяции разошлись по своим местам в глубине континента, они практически не смешивались, то есть очень мало мигрировали повторно. Исключение составляет одна группа из Латинской Америки, а именно носители чибчанских языков, которые живут в Коста-Рике, Панаме и Колумбии. Их ДНК имеет и северные, и южные черты, то есть их предки, по-видимому, некогда мигрировали в Южную Америку, а затем вернулись на Панамский перешеек.
Исследователи также обнаружили следы эскимосско-алеутских генетических вариантов у жителей прибрежных районов Восточной Сибири — чукчей и науканов. Видимо, Америка не всем пришлась по вкусу...
Увы, исследование не способно ответить на вопрос, когда всё это происходило. Кроме того, специалисты решили отказаться от генетического материала индейцев США, потому что не всегда есть уверенность в том, что он получен с согласия донора. В 2010 году Университету штата Аризона (США) пришлось выплатить $700 тыс. компенсации тем, чьи ДНК-образцы брались для изучения диабета, а затем — без ведома индейцев — были использованы для выяснения истории племени. Аборигенам особенно не понравилось то, что результаты не согласовывались с мифами.
Кстати, аналогичная правовая борьба идёт и за палеоиндейские скелеты. Индейцы долго судились за останки древнего человека, обнаруженные на юго-востоке штата Вашингтон в 1996 году. Учёные получили их в своё распоряжение только в 2005-м, когда другой стороне так и не удалось доказать, что это её предок. Сейчас аналогичное разбирательство идёт между тремя антропологами и калифорнийским племенем Кумеяай. На кону — ещё два скелета.
Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.
Подготовлено по материалам Scientific American, Phys.Org и NewScientist.