Просмотров: 5559
Может ли после землетрясения появиться «огненный столп, облеченный облаком», море гореть серою, и при том идти токсичный град, вызывающий у людей язвы, отравляющий воды, придающий им полынный вкус?
Тем, кто читал «Апокалипсис» (одно из сочинений, входящее в Библию и написанное согласно преданию апостолом Иоанном Богословом), нетрудно дога¬даться, что речь идет о характерных признаках миро¬вой катастрофы, которая якобы ознаменует собой Ко¬нец света и предвестит второе пришествие Спасите¬ля.
Бытует устойчивая версия, что эти «Откровения Иоанна» (так по-другому называют «Апокалипсис») — не игра воображения, что в них описаны реальные со¬бытия, которые уже когда-то имели место в прошлом. Например, американский толкователь Библии Уи-льям Баркли пришел к выводу, что прототипом Апо¬калипсиса послужили извержение Везувия в августе 79 года н.э. или вулканическая активность Санторина, благодаря которой в 196 г. до н.э. возник остров Па-лайя Каумени. Правда, не находят объяснения огнен¬ные фигуры ангелов, пылающее море...
Значит, искать прототип Апокалипсиса нужно сре¬ди катастроф особого рода. Какого же именно?
Геофизики знают, что землетрясения, эпицентр ко¬торых приходится на шельф (материковую отмель), сопровождаются оползнями и обрушением толщ оса¬дочных пород. А в них содержатся горючие газы — ме¬тан и сероводород. Малейшая искра—и в месте их вы¬хода над морем вздымается пламя. Разогретые влаж¬ные воздушные потоки над факелом встречаются с верхними, более холодными слоями атмосферы, вла¬га конденсируется. Итак, мы видим «огненный столп, облеченный облаком».
Горит сероводород. Распространяются удушающие запахи серы («ангел опрокинул кадильницу»). А ведь этот газ паралитический и к тому же сильнейший гал¬люциноген. У людей, отравленных сероводородом, повышается двигательная активность, а при высоких концентрациях наступает паралич дыхательных орга¬нов.
При сгорании сероводорода получается ди\окись серы. Та же, соединяясь с водой, образует серную кис¬лоту. Значит, над факелом накапливаются пары сер¬ной кислоты!
Из сернокислотного облака проливается «чаша гне¬ва Божия». И, разумеется, воды, отравленные серной кислотой, становятся «полынью». Понятно, почему комету, которая предсказывает Апокалипсис, назвали звездой Полынь...
Мне могут возразить, что у полыни вкус горький, а не кислый, но это как раз следует считать условнос¬тью языка книги. «Полынная горечь» — это стандарт¬ное библейское выражение, имеющее множество смыслов. Назвать воду полынной — означает в дан¬ном случае то, что она отравлена.
Остановимся на описании превращения ангелами вол моря в кровь. Как можно истолковать его?
Если сероводорода поступает на поверхность не¬достаточно хтя того, чтобы произошло его возгора¬ние, — чувствуется лишь неприятный запах и вода ста¬новится красной. Такой цвет придают ей быстро разм¬ножающиеся виды фитопланктона. Море становится кровавым, покрывается трупами рыб, идет активное разложение биомассы, и вода еще сильнее отравляет¬ся выделяющимся при этом сероводородом. («Крас¬ный прилив» бывает нередко в прибрежных районах Перу, а также у мыса Уол-Фиш-Бей в Намибии.)
Отравлено сероводородом и Красное море, причем даже в большей степени, чем наше Черное. Вот поче¬му согласно Ветхому Завету Бог «имел привычку» спускаться на грешную землю на горе Сион, что вбли¬зи побережья Красного моря. Сошествие обычно со¬провождалось землетрясением — «Земля сокрушает¬ся, земля распадается, земля сильно потрясена. Ша¬тается Земля как пьяный и качается как колыбель, и беззаконие ее тяготеет на ней» — а также горением се¬ры—«...и пролью на него и на многие народы, кото¬рые с ним, всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу».
Если опираться на библейский текст (вспомним — каменный град, огонь), то можно подумать, что эта го¬ра—вулкан. Однако ни Сион, ни какая другая гора Аравийского полуострова не была действующим вул¬каном по крайней мере несколько миллионов лет.
Апокалипсис на Черном море и судьба Митридата VI Евпатора
Итак, мы пришли к выводу, что в «Апокалипсисе» описана катастрофа особого рода —сероводородная. Но что и когда ее спровоцировало? Думаю, следует обратить внимание на ускользавшее ранее из поля зрения ученых землетрясение в районе Черного моря.
Иоанн Богослов не мог не слышать об этом бед¬ствии (оно датировано 63 г. до н.э.), ставшем одной из причин упадка Понтийского государства, в то время не менее могущественного, чем Рим. Ведь Богос¬лов — житель Малой Азии. Это следует из того, что церкви, которым он посылает рукописи Апокалипси¬са, находятся в малоазийских городах — Смирне, Эфе¬се, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии, Лаоди-кии. Ранее полуостров входил в Понтийское государ¬ство, ему и принадлежали перечисленные города.
Понтийское царство не одолели знаменитые рим¬ские полководцы — Сулла, Лукулл и даже Помпей. Во главе его стоял Митридат VI Евпатор, покоривший
Боспорское царство и другие причерноморские терри¬тории, постоянно грозивший нашествием на Грецию и Рим. Четверть века, с небольшими промежутками, шли Митридатовы войны. На восточных границах Ри¬ма перемалывались лучшие легионы империи. И вот в последней, третьей, войне Помпей одержал победу в битве под Никополем, недалеко от Амасии — столи¬цы Понтийского царства.
Идет 65 год до н.э. До землетрясения осталось ме¬нее двух лет. На фоне каких других событий оно про¬изошло?
После сражения под Никополем еще не побежден¬ный и ставший более осторожным Митридат отсту¬пает по восточному берегу Черного моря. Он замани¬вает Помпея на территорию армянского царства. Помпею приходится преодолевать горы, он теряет силы в сражениях с армянским царем Тиграном и в по¬стоянных стычках с горцами. Тактика Митридата ока¬зывается верной. Помпей отступает, а затем, оставив надежду настигнуть Митридата, отправляется поко¬рять Иудею.
Что происходит далее? Митридат, воспользовав¬шись передышкой, идет в Боспорское царство, зани¬мает его столицу Пантикапей (она находилась на месте современной Керчи), свергает с престола своего сына Махара, объявившего независимость от отца, заставляет его покончить с собой. Теперь Митридат собирает силы для нашествия на Римскую империю. У него 36 тыс. сол¬дат отборнейшего войска, обученного по римскому об¬разцу, он вступает в союз со скифами, он уверен, что во время похода к нему присоединятся кельтские приду-найские племена, ненавидящие римлян.
Угроза нешуточная, если учитывать, что потрепанные войска Помпея находятся где-то в Иудее и Рим сможет противопоставить Митридату лишь наскоро собранные и малообученные легионы ополченцев. Сенат шлет по¬слания Помпею, стремясь принудить его встать на пути Митридата, но Помпей увяз в богатой и беззащитной Иудее.
Так что же помешало Митридату исполнить его замы¬сел и, может быть, продлило жизнь Римского государ¬ства на много столетий? Историки в один голос утверж¬дают—восстание, сначала в Фанагории, на противопо¬ложном берегу Керченского пролива, а потом в самом Пантикапее. Причиной, по их мнению, послужили не¬померные военные поборы и жестокость Митридата. А вот о случившемся накануне землетрясении обычно да¬же не упоминают, как будто оно не имеет никакого от¬ношения к делу.
Невозможно согласиться с такими оценками. Думаю, помешало Митридату именно землетрясение. Геологи¬ческие данные свидетельствуют о том, что это было крупнейшее землетрясение, мощностью не менее 9 бал¬лов. Города Боспорского царства были одни частично, другие полностью разрушены. Археологические рас¬копки показали, что в Пантикапее после землетрясения заново отстраивали здания и делали перепланировку террас на склоне горы Митридат. Вполне возможно, бы¬ла и «сероводородная» катастрофа, масштабы которой сегодня трудно восстановить.
Причем, заметьте, произошло это землетрясение во время празднеств в честь Деметры — богини земли и плодородия! Упоминание об этом есть в «Семикнижье» Павла Оросия, историка V века. «В то время, как Митри¬дат справлял в Боспоре праздник Деметры, внезапно произошло такое сильное землетрясение, что, говорят, за ним последовали большие бедствия для городов и полей». Фантастическое совпадение! Учтите религиоз-ное сознание того времени. Можно представить, как Митридат (он царь, а потому главный жрец), демонстри¬руя благочестивость, при народе приносит жертвы Де-метре, молит, наверное, богиню, чтобы она помогла ему в будущем походе. И вдруг... Естественно, жители Боспорского царства решили, Леметра гневается на Митридата Боги на стороне Рима! Восстают Фанагория, Пантикапей. Митридата по¬гадают его солдаты. Его предает даже сын Фарнак — на-следник и сподвижник царя, он переходит на сторону восставших. Что остается Митридату? Он просит сына сохранить ему жизнь, но понимает, что просьба его тщетна, и кончает с собой...
Экологический «сероводородный апокалипсис»
И сегодня, как и две тысячи лет назад, предсказания «Апокалипсиса» обращены в будущее. В связи с тем, что угроза экологической катастрофы становится все более реальной, они приобретают неожиданную остроту. Час¬тью экологической может стать катастрофа сероводо¬родная.
На возможность ее мало обращали внимания, счита¬ли менее опасной, чем, например, разрушение озоново¬го щита или глобальное потепление, связанное с нако¬плением углекислоты в атмосфере планеты...
3.5 - 3,7 миллиарда лет назад (самый ранний докем¬брий) сероводородные зоны покрывали весь Мировой океан. По мере того как атмосфера Земли насыщалась кислородом, уменьшались. Проникновение атмосфер¬ного кислорода в воды океанов активизировало дея¬тельность бактерий, которые в насыщенной кислоро¬дом воде окисляли сероводород. Этот процесс продол¬жался сотни миллионов лет.
В наше время ситуация меняется. Глобальное загряз¬нение окружающей среды, отравление вод рек и морей отходами промьшшенности и сельского хозяйства при¬водят к тому, что сероводородные зоны уже пошли в на¬ступление., пока еще медленное, но заметное. Отмечает¬ся их расширение в Черном море у Одессы, приведшее к гибели рыбных промыслов, наблюдался выход серово¬дорода у побережья Болгарии на Золотых Песках. При¬чина пагубного явления — снижение поступления в мор¬скую воду кислорода В загрязненной промышленными отходами воде гибнут водоросли и планктон — основ¬ные поставщики животворного газа
Многие ученые считают, что в ближайшие сто лет бу¬дет отравлен сероводородом весь Мировой океан, если человечество продолжит теми же темпами загрязнять окружающую среду, если все больше будет расходовать¬ся кислорода на тепловых электростанциях и других промышленных объектах.
Не хотелось бы думать, что в будущем нас ждет «серо¬водородный апокалипсис». Но события сейчас разви¬ваются не в лучшую сторону.
Наши предки считали: когда боги гневаются, они насы¬лают стихийные бедствия потому, что люди греховны, от¬ступают от правил религиозной нравственности. Теперь мы сами выступаем в роли карающего божества, собствен¬ными руками подталкиваем природу к экологическому апокалипсису. И сами же выступаем в роли жертв.