Просмотров: 6320
День 7 июля наши предки считали особенным. В этот день они отмечали древний праздник Ивана Купалы.
Легенда о кровосмешении
Как известно, славяне до прихода православия поклонялись многочисленным богам, одним из которых был бог плодородия Иван Купала. Его описывали как прекрасного молодого мужчину в венке из желтых цветов.
Согласно легенде, разлученный в раннем детстве со своей родной сестрой, Купала, встретив ее через много лет, женился на ней, не предполагая, что связал себя узами с родственницей.
Закончилась эта история трагически: узнав правду, брат и сестра покончили собой, утопившись.
Отсюда и эротический характер праздника. В этот день допускалась относительная свобода интимных отношений. Считалось, что, пройдя через них, человек очищается. А для приведения себя в «нужное» состояние славяне пили особые отвары трав, действовавшие как современная виагра.
По поверью, в ночь на Ивана Купалу деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шелестом листьев. Беседуют друг с другом животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.
"Подготовка к празднику была полна магических действ. Рано утром женщины черпали росу. Для этого брали чистую скатерть, простыню и какую-либо посудину. На лугу скатерть катали по росе и затем отжимали в емкость. В купальской росе также омывали лицо и руки, чтобы прогнать всякую болесть, а также, чтобы с лица исчезли угри и прыщи."
Иногда купальскую росу использовали в доме - ею обрызгивали стены и мебель, чтобы в дом не проникли болезни и не водились клопы.
Купальская роса использовалась и при болезнях глаз. Нужно было только, чтобы страдающий глазами сам умылся ею.
Помимо росы в этот день целебна всякая вода - речная, колодезная, ключевая и даже из-под крана. А также масло, которое собирали на муравейниках.
На празднике люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав, составляли и водили хороводы, пели песни, а старики добывали из деревьев живой огонь и разжигали костры из жертвенных трав. В середину костра ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца.
Парни и девушки всю ночь и весь день веселились у костров, прыгали через них по одному и парами, взявшись за руки: кто удачнее и выше, тот и счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора.
Перепрыгивали и через крапивные кусты, чтобы очиститься от скверны. Над кострами матери сжигали сорочки больных детей, полагая, что от этого болезни уйдут.
Ночь желаний
В магический костер было принято бросать наговоренные вещи. Наговор на вещь делался следующим образом: брали, например, носовой платок, подносили его к губам, чтобы коснуться своим дыханием, и трижды шепотом произносили те болезни, неприятности или качества характера, которые хотели сжечь в огне купальской ночи. После этого прыгали через костер и сразу бросались в воду.
Девушки опускали в реку березовые венки с зажженными свечками, гадая таким образом на любовь. Если венок тут же тонул — милый разлюбил, и выйти замуж за него не удастся. Поплыл без всяких помех на середину реки – к скорому замужеству, а если тут же прибился к берегу – к долгой холостой жизни.
Одинокие девушки, несчастные в любви, чтобы приворожить избранника, в полночь на Ивана Купалу должны были трижды обежать вокруг ржаного поля. Желательно обнаженными. Считалось, что пока нагая красавица «нарезает» круги, возлюбленный будет видеть ее во сне, а наутро поймет, что она и есть та единственная и неповторимая, которую он искал всю свою жизнь.
Существовал также обычай в этот день париться в бане с вениками из цветов иван-да-марьи и есть кутью, которую варили из ячменя и заправляли маслом.
Ночью купались в росе, а днем в реках, обливали водой каждого встречного, плясали вокруг украшенного дерева, которое величали «Марой», погружали его в воду, а сами пели песни, что «Марена» утонула.
Несмотря на то что купание в реке считалось обязательным, на Купалу оно было опасным, так как именинником в этот день был сам водяной, который терпеть не может, когда на его именины в воду лезут люди. Поэтому и мстит им, топит всякого неосторожного.
"Если у вас есть заветное желание – 7 июля оно вполне может исполнится. Нужно только в этот день двенадцать огородов (заборов) перелезть."
В ночь на Ивана Купалу расцветают волшебные травы: сон-трава, тирлич, колюка, разрыв-трава, одолень-трава, папоротник.
До сих пор многие верят, что папоротник расцветает чудесным огненным цветком, который указывает все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.
По преданию, около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше и выше, затем зашатается, перевернется и запрыгает, а в 12 часов ночи разрывается с треском и появляется огненно-яркий цветок, на который даже смотреть больно. Если его в этот момент не сорвать, им тут же завладеет нечистая сила, незримо присутствующая рядом.
Проделки нечистой силы
В ночь на Ивана Купалу и весь последующий день ведьмы и прочая нечисть получают невероятную силу и изо всех сил стараются причинить всевозможный вред людям и животным.
Ведьмы отбирают у коров молоко, портят хлеба, водяные стремятся утащить человека под воду, леший пугает вошедших в лес, заводит их в чащобу. Слепая змея медянка получает зрение на целые сутки и поэтому в это время делается очень опасной: бросаясь на человека, как стрела, может пробить его насквозь.
Для предохранения себя от нечистой силы кладут на окнах жгучую крапиву, а в дверях скотных дворов — молодое осиновое деревце, вырванное с корнем.
У ведьм хранится вода, вскипяченная с пеплом прошлогоднего купальского костра. Обрызгав себя ею, ведьма теряет вес и может преспокойно лететь на шабаш на Лысую гору. Либо на помеле, либо на лошади. Поэтому лошадей на Купалу тщательно запирали в конюшне, так как обратно они с шабаша уже не возвращались.
В дореволюционной России Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых и важных праздников в году, в нём принимало участие всё сельское население, причём традиция требовала активного включения каждого участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряда правил, запретов и обычаев.
Солнце в этот день действует с особенной живительной силой. Этнографами записано много поверий о том, что в день Ивана Купалы «солнце при восходе играет, переливается всеми цветами радуги, скачет, погружается в воду и снова появляется».
Наблюдения за «играющим» солнцем продолжались вплоть до Петрова дня – 12 июля, который рассматривали как день прощания с солнцем, постепенно убывающим после летнего солнцестояния. Существовал обычай «караулить солнце». С вечера, захватив еду, молодежь шла на горку, где всю ночь гуляла, жгла костры и ждала солнечного восхода, чтобы видеть игру солнца.
По поверью, родившиеся на Ивана Купалу чрезвычайно влюбчивы и всю жизнь ищут свой идеал.
Рождество Иоанна Предтечи
Иван Купала – народное название церковного праздника Рождества Иоанна Предтечи, Иоана Крестителя.
7 июля (24-е по старому стилю) – период летнего солнцеворота. Говорят, в этот день природа пребывает в самом соку, на вершине своих сил.
На языческой Руси в это время чествовалось божество земных плодов – Купала. Его представляли в виде красивого и веселого юноши с большим венком из трав и ярких цветов на голове, держащего в руках летние дары природы. В благодарность за щедрость Купале приносили жертвы – сжигали на кострах травы, а кроме того, водили хороводы, распевали славящие божество песни.
С приходом христианства в празднование Купалы вплелись традиции отмечаемого в это же время церковного праздника Рождества Иоанна Предтечи. Образ Иоанна Предтечи, по библейским сказаниям крестившего простой люд в водах реки Иордан, в народном сознании постепенно слился с образом божества Купалы, и его именем крестьяне прозвали святого Иоанна. А к языческим огненным обычаям присоединились обряды, связанные с водой, напоминающие о крещении как омовении в реке, по созвучию со словом «купать».
Огонь…
Как отголосок язычества в ночь на Ивана Купалу в деревнях разводили костры. Добывать живой огонь с помощью трения друг о друга сухих веток позволялось самому старшему и уважаемому мужчине из поселения или же самому красивому и удалому парню. Вокруг купальских костров всей деревней водили хороводы, пели песни. Не выйти на гуляние в эту ночь было дурной приметой.
Люди верили, что огонь в ночь на Ивана Купалу обладает очистительными свойствами. Поэтому все – от мала до велика – прыгали через костры, чтобы в пламени сгорело все плохое. Примечали: чем выше пролетишь над пламенем, тем будешь удачливее и здоровее. Матери сжигали на купальском огне одежду больных детей. Влюбленные перелетали через костер, держась за руки: если не расцепятся, будут жить вместе долго и счастливо. Считалось также, что, преодолевая огненную преграду, люди символично приносят себя в жертву божеству земных плодов.
Купальский огонь старались развести как можно выше, «чтобы искры долетали до неба»: на пригорке, холме, чаще возле реки. Крестьяне считали, что чем дальше он будет виден, тем лучше. На стол или расстеленную на земле скатерть выставляли собранную вскладчину закуску и выпивку.
В некоторых местностях люди поджигали закрепленное посреди костра на шесте колесо. Такой горящий круг, как и сам огонь, символизировал солнце.
Огонь в купальскую ночь играл важную роль – как олицетворение все того же светила. В старину верили, что солнце на Ивана Купалу выезжает из своих чертогов на трех конях: серебряном, золотом и бриллиантовом. Оно пляшет, играет на небе, рассыпая огненные звезды. Полагали также, что в это время Солнце играет свадьбу со светоносной красной девицей Зарей-зарницей. Обязательный обряд этой солнечной свадьбы – купание светила в водах.
…и вода
Языческие легенды о купании Солнца, евангельское крещение водой Иоанном Крестителем, называемым в Священном Писании предтечей Солнца (Христа), созвучие Купалы с «купать», почитание воды как стихии, без которой нет плодородия, легли в основу водных обрядов в ночь на Ивана Купалу и на сам купальский день.
Так же как и огонь, вода, по народным поверьям, в купальскую ночь обладала особыми свойствами. Крестьяне после гуляний у костра перемещались к открытым водоемам. Верили, что если искупаться до рассвета Иванова дня, весь год будешь здоровым, смоешь с себя сглаз и порчу. В языческие времена люди считали, что, купаясь, приносят своеобразную жертву божеству.
Как и на Крещение, вода во всех источниках в купальскую полночь становилась целебной.
Целебными свойствами наделялась и роса, утром покрывшая траву. На заре Ивана Купалы хозяйки выходили «черпать росу». Расстилали на влажной луговой траве чистые скатерти, а после выжимали впитавшуюся в них росу в кадушки. Ею умывались и для красы лица, и чтобы прогнать всякую «болесть», кропили стены домов и кровати, изгоняя тем самым нечистую силу.
Земля и травы
Свои соки и силу земля, вместе с солнцем и водой, передавала не только людям, но и растениям.
В ивановскую ночь крестьяне украшали себя венками, опоясывались травами. Многие отправлялись в лес или поле за лекарственными «зелиями» и «корениями», обладающими в это время наибольшей силой. Знатоками в этом деле были знахари. Они ведали, где какую травку взять, какие слова при этом прошептать.
Самые отважные отправлялись на поиски цветущего только в эту ночь папоротника. Верили, что сорвавшему и уберегшему его до первых петухов от манящей или пугающей нечистой силы, откроются все клады, помыслы людские и девичьи сердца.
Разгул нечисти
Купальская ночь считалась одной из самых страшных и таинственных в году. Верили, что в это время стираются границы между человеческим и потусторонним мирами. В эту ночь растения и животные разговаривали между собой, и люди могли слышать их голоса. А деревья якобы переходили с места на место.
Крестьяне говорили, что ведьмы, колдуны и прочая нечисть в ночь на Ивана Купалу собираются на шабаш. А та ведьма, которая почему-то не полетела на Лысую гору, попытается навредить людям: посевы потоптать-повыдергивать, молоко у коров увести, наслать неприятности в дом. Чтобы оградить себя и свое хозяйство от проделок нечистой силы, деревенские жители рассыпали пепел от купальского огня по полям, рисовали головешками кресты на окнах и дверях, вставляли в стены домов купальские травы.
Снятие запретов
Одной из особенностей купальской ночи было снятие запретов. После совместного купания холостые парни и девушки, молодые семейные мужчины и женщины уединялись в ближайших лесах и рощах вовсе не со своей второй половинкой.
По словам игумена Псковского Елизарьева монастыря Памфила, это было «мужем и отрокам великое падение, мужеско, женско и девичье шептание, блудное им воззрение и женам мужатым осквернение, и девами растление». Девушек, забеременевших и родивших после этого праздника, охотно брали в жены. Замужних же из дому не выгоняли, так как стать отцом, пусть и неродного ребенка, родившегося после ночи на Ивана Купалу, было почетным.
В ночь на Ивана Купалу природа находилась на вершине своего расцвета. Люди так же, как и она, старались жить полной жизнью, соединиться со стихиями, взять у матушки-природы как можно больше и как можно лучше отблагодарить ее.