Просмотров: 6045
Что это за феномен?Иногда люди утверждают, что видели "что-то", чего на самом деле не существует. Им могут привидеться "духи" или некие странные создания. Иногда маленькие дети утверждают, что видели "ой-ой, такое страшное, что ужас!". Иногда это фантазии или мечты, иногда иллюзии.
Существует разница между иллюзией и галлюцинацией. Если у человека иллюзия, то это значит, что имеется что-то, вводящее в заблуждение его зрение или чувства. Это можно проверить, потому что и другие люди это видят. Например, мираж - это разновидность иллюзии. Самое главное в том, что есть какая-то причина, по которой человек думает, что он видит именно то, что видит.
Но если у человека галлюцинация, то ничего подобного здесь нет! Не существует никакого внешнего раздражителя для зрения или чувств. Единственный стимул находится в самом человеке, раздражителем является его собственная фантазия.
Галлюцинации бывают различных типов, в зависимости от затронутых органов чувств. Наиболее часто встречаются слуховые галлюцинации. Человек воображает, что он слышит голоса, крики, стоны, смех, плач, музыку, стрельбу! Второй по распространенности тип - зрительные галлюцинации. Людям кажется, что они видят отсутствующих в данный момент людей, им могут привидеться животные, целые картины. Часто они "видят" пугающие их жуткие и неземные предметы, явления. А иногда у людей бывают галлюцинации, связанные со вкусом или запахом, даже с осязанием!
Причины возникновения галлюцинаций разнообразны. Самая распространенная - беспокойство и тревога человека. Если кто-то находится в чересчур эмоциональном состоянии, например, очень злой или перепуган, у него вполне могут возникнуть галлюцинации.
Иначе говоря, те, кто обычно находится в состоянии большого возбуждения, страха, экстаза или предчувствия чего-то, способны галлюцинировать. Алкоголь и наркотики,- это главные "поставщики" галлюцинаций, причем характерных видов. Так, кокаин вызывает галлюцинации, при которых кажется, что по коже ползают насекомые.
Один из самых мрачных закоулков в великом "замке" литературы ужасов отведен теме погребения заживо. Самое ужасное тут состоит в том, что впасть в состояние комы и живым лечь в могилу может всякий.
Эдгар По, мастер гротеска, испытывал болезненный интерес к теме погребения заживо. Герой одной из самых мрачных его новелл "Падение дома Эшеров", встречает смерть свою в объятиях "ожившего мертвеца". Мэделин, сестра хозяина дома, умирает после мучительной болезни, и ее тело до похорон оставляют в подвальном склепе этого полуразрушившегося особняка. Однажды ночью, в разгар бури, снизу доносятся ужасные звуки: с треском ломаются доски гроба, гулко лязгает тяжелая железная цепь... и вот уже на лестнице раздаются чьи-то шаги. "Говорю вам, это она... Она уже вот за этой дверью!" - кричит Родерик Эшер, вне себя от ужаса. Дверь медленно, скрипуче, открывается, и...
"На пороге стояла леди Мэделин Эшер, высокая фигура ее была облачена в саван. Белая ткань темнела пятнами крови, и на изможденном теле ее были видны следы жестокой борьбы. Несколько мгновений она стояла, пошатываясь, в дверном проеме, затем шагнула вперед, в приступе смертельной агонии повалилась на брата, и стала падать на пол, увлекая за собой второй безжизненный труп".
Что же явилось причиной смерти Родерика - живая ли женщина, выбравшаяся из склепа, мстительный ли дух, покинувший тело, погибшее от удушья, или, быть может, галлюцинация, порожденная его раскаянием и страхом? Автор, в лучших традициях "черной" литературы, предоставляет читателю самому искать ответ на этот вопрос.
Общественный интерес к проблеме погребения заживо нашел свое отражение в широко распространенном английском поверье "о стонущей монахине". Существует множество различных его вариантов, но сюжет в основе своей неизменен: монашку, нарушившую обет целомудрия, живьем замуровывают в монастырскую стену, и призрак ее, выйдя из неосвященной "могилы", пускается в бесконечное странствие, тщетно пытаясь обрести пристанище. Между тем известно, что после указа Генриха VIII о роспуске монастырей многие их бывшие обитатели действительно нашли свой последний приют в стенах близстоящих домов, разумеется, уже после своей естественной смерти. Не тут ли кроется один из возможных источников этой легенды? О том, к каким психологическим последствиям может привести подобная трактовка, поведал современный шотландский писатель Гордон Уильяме.
Много лет назад ему довелось побывать на территории графства Девон, где он узнал о странной народной примете: местные жители почему-то утверждают, что нет ничего страшнее, чем... умереть в середине ноября! О причинах этого более чем странного поверья Уильямсу рассказал местный трактирщик: оказывается, "когда-то давным-давно" покойника приходилось везти на лошади к кладбищу, находившемуся в 50 милях от деревни, через болота. В начале зимы повозки часто застревали в глубоком снегу, и тогда их попросту оставляли на месте с тем, чтобы через несколько месяцев вернуться к ним и завершить путешествие к погосту. Таким образом тело, не защищенное молитвой священника, оставалось наедине со стихией, а, значит, любой бес мог совершенно беспрепятственно в него вселиться.
Уильяме спросил, когда примерно в последний раз мертвецов оставляли на зимовку среди болот, и получил весьма характерный ответ: "Давно это было, еще при моем прадеде". Позже в Бринкском музее писатель нашел документы, подтверждавшие рассказ трактирщика с одним лишь уточнением: последний мертвец зимовал на болотах...три столетия назад! Местные же жители, "вдохновленные" жуткой легендой, продолжают "видеть" призраков умерших и по сей день, обходя болота за мили и зимой, и летом.
В 1915 году лондонская "Ивнинг Пост" опубликовала рассказ писателя Артура Мэчена о видении, наблюдавшемся во время Первой мировой войны. Трое офицеров разгромленной под Монсом армии Великобритании, отступая с поля боя, по обе его стороны вдруг увидели плотные ряды всадников, вооруженных... луками и мечами. "В том, что нас сопровождало некое кавалерийское подразделение, мы не усомнились ни на миг, - рассказывал один из них. - Но отряд, посланный на разведку, вернулся ни с чем; они ничего подобного не обнаружили..."
Может быть, это были английские подразделения, наголову разбившие на том месте в 1415 году французов при Азенкуре? В таком случае, их появление могло означать лишь одно: силы небесные явно на стороне британской армии.
Вскоре после публикации в газету стали приходить письма с новыми свидетельствами, подтверждавшими рассказ Мэчена; правда, теперь основная масса очевидцев рассказывала уже о целых "ангельских" батальонах, один за другим сходившим с небес. Мэчен выступил с заявлением о том, что весь его рассказ от начала и до конца -сплошной художественный вымысел, но было поздно - об "ангелах Мэчена" уже говорила вся страна. Чуть ли не каждый второй участник сражения имел собственную версию происходившего; и были готовы присягнуть, что воочию видели, как отряд крылатых небожителей сошел с небес и принялся маршировать сквозь огонь и дым к кайзеровским редутам. Ко всей этой истории с "ангелами" остается добавить лишь один весьма своеобразный постскриптум: Фридрих Гезенвирт, тогдашний шеф германской разведки, в своих мемуарах, опубликованных в 1930 году, утверждал, что кайзеровские самолеты, оснащенные кинопроекторами, дабы убедить упрямых британцев в том, что сам Господь Бог шлет против них "войска", специально проецировали на облака "ангельский" фотодесант!
Наша поразительная готовность верить во всякие небылицы всегда мешала серьезному исследованию. Именитые ученые с большим опасением обходят стороной обильно сдобренное суевериями "поле чудес", взрастившее столько сказочных литературных сюжетов. И сегодня представители официальной науки в большинстве своем убеждены: если какое-нибудь видение нельзя сходу разоблачить как выдумку, значит, мы имеем дело с симптомом либо умственного расстройства, либо химического отравления перципиента (это человек, непосредственно воспринимающий видение). Но стоит только подойти к изучению психологического феномена серьезно и непредвзято, как гут же обнаруживается масса удивительных случаев, отмахнуться от которых невозможно.
Еще сто лет назад была осуществлена первая попытка провести в этой области научный анализ. Общество психических исследований провело в Британии так называемую "Перепись галлюцинаций". Вопрос, предложенный 17 тысячам респондентов, был сформулирован так: "Приходилось ли вам - хотя бы однажды, находясь в ясном сознании, видеть, слышать, осязать, или еще каким-нибудь образом ощущать постороннее, живое или неодушевленное, присутствие, объяснить которое естественными причинами было заведомо невозможно?"
Более 40% ответили на этот вопрос утвердительно. Эксперты потребовали у людей как можно точнее описать увиденное, а затем проанализировали полученные данные. Изначальной целью "Переписи" было изучение явления телепатии; уже в самом вопросе явственно прослеживался интерес к форме общения путем передачи мысленных и образных (мыслеобразов) посланий на расстояние. Значительное число выявленных случаев действительно попало в эту категорию; но были здесь и свидетельства совершенно иного рода: когда человеку является образ незнакомца или, как потом выясняется, умершего, объяснить это телепатическим воздействием невозможно.
На протяжении первых двух лет "жизни" в доме призрак мало чем отличался от остальных людей; затем как-то поблек и стал являться реже. Кроме мисс Мортон, привидение наблюдали еще несколько человек, и все описания совпадали. И лишь отец девушки фантом почему-то не наблюдал. Вот что рассказывает мисс Мортон в письме, адресованном Обществу: "Я прогуливалась по саду. Вдруг передо мной появилась фигура: она двигалась по аллее к дому и через холл прошла в гостиную. Я пошла следом. Она заняла свою любимую позицию за диваном. В комнату вошел отец, и я шепнула ему, что она здесь. Отец, не видя призрака, подошел к окну и остановился прямо рядом с призраком. Женщина обошла его сзади и, как всегда, растворилась в проеме двери, выходящей в сад..."
В тот же вечер девушка и ее сестра снова увидели фигуру: "на этот раз она появилась у окна гостиной и простояла там минут десять". Пытаясь разгадать тайну этого феномена, мисс Мортон протянула над ступеньками лестницы шелковую нить. Призрак легко прошел сквозь нее.
Каждый раз, когда девушка приближалась к фигуре, та ускользала. В ответ на попытки девушки заговорить, таинственная гостья останавливалась, поднимала голову, явно желая ответить, и... не издавала ни звука.
Если образ "леди в черном", составленный по описаниям мисс Мортон, покажется кому-то подозрительно типичным для всех британских призраков викторианской эпохи, то вот случай попроще; произошел он в 2002 году и был описан психологом Эндрю Мак-кензи в альманахе "Призраки и видения".
Мисс Дин приехала на уик-энд к няне своей дочери, миссис Миллс. Вдова Дин жила с сыном в штате Огайо; няня ничего не знала о ее семье.
В первую ночь, когда гостья уже ложилась спать, кто-то задергал снаружи дверную ручку. Открыв дверь, она увидела хорошенькую девочку, одетую в ночную рубашку. "Здравствуйте, кто вы?" - спросила миссис Дин.
- Я - Лотти! А это моя комната!
- Ну тогда заходите! - пригласила женщина.
Но девочка в ответ улыбнулась и... растворилась в воздухе. "Как ни странно, эта встреча ничуть меня не испугала, - говорит миссис Дин. - Я тут же заснула и крепко проспала всю ночь". На следующее утро она спросила у хозяйки, кто такая Лотти. "Моя дочь Шарлотта. Она умерла несколько лет назад, - встревожено ответила Миллс. - Но откуда вызнаете о ней? Я одна звала ее Лотти..." Когда Дин рассказала хозяйке о ночном визите, та показала ей фотографии умершей дочки, и гостья сразу признала в той ночную визитершу. А уже год спустя Маккензи, услышав эту историю, пожелал разобраться с ней, но, увы, миссис Миллс переехала, не оставив адреса.
Но какое бы отношение не имела призрачная фигура к покойной Шарлотте Миллс, для миссис Дин в ту минуту девочка была абсолютно реальным, живым человеком.
Кто-нибудь скажет, что вся та сцена просто разыгралась в воображении женщины. Однако проще предположить, что миссис Дин, как и тысячи других очевидцев, чьи свидетельства были тщательно изучены и проверены экспертами, столкнулась с явлением, объяснить которое наука пока не в состоянии. Пришло, очевидно, время признать, наконец, призраки, чтобы за этим словом не скрывалось в действительности.
Источник: "Интересная газета. Невероятное" №10 2012 г