Просмотров: 8710
Начиная с XI династии Среднего царства, фараон при коронации выбирал себе пять титулов, или тронных имен. Эти тронные имена (титу-латура фараона) были не случайными, а обозначали намерения фараона, будущие деяния правителя — то, что он хотел осуществить за время своего правления. Кроме того, в перечне тронных имен содержалось указание на бога, который был для этого фараона особенно почитаемым и важным.
Первым называлось «имя Гора», и тем самым подчеркивалась роль фараона в качестве земного воплощения бога Гора. Второе имя — «имя Небти», или «имя обеих владычиц», — подчеркивало, что фараон является повелителем Верхнего и Нижнего Египта. Богиня Нехбет, которую изображали на гербе в виде коршуна, считалась покровительницей Верхнего Египта, а Ваджет — представленная в виде кобры — была покровительницей Нижнего Египта. Третье имя — «золотое имя Гора». Его значение точно не установлено. Четвертое — тронное имя правителя Верхнего и Нижнего Египта, в котором подчеркивалось единение двух частей страны. Пятым именем считается личное имя фараона, данное ему при рождении, снабженное необходимым указанием на его божественное происхождение — сын Ра. В науке фараонов чаще всего называют по первому, четвертому и пятому имени. Все имена обозначались соответствующими иероглифами, и получался длинный ряд. Перечисление всех имен фараона трудно запомнить. Личное имя фараона, данное ему при рождении, было известно только узкому кругу приближенных и родственников. После коронации, когда фараон получал все свои имена, его вообще не называли по имени. На рельефах и живописных изображениях имя фараона помещали внутрь картуша — овального обрамления, по которому ученые сразу определяют, что речь идет об имени.
Картуши были довольно большими, чтобы вместить многочисленные иероглифы. Например, пять тронных имен фараона Тутанхамона выглядели примерно так:
Первое имя Гора — Ka-nacht tut-mesut. «Могучий бык, совершенный в своем воплощении».
Второе имя Небти — Nefer-hepru segereh-toui sehetep-netjeru nebu. «Движущая сила Закона, умиротворяющего обе страны, угодная всем богам».
Золотое имя Гора — Wetjes-chau sehetep-netjeru. «Дающий знаки, примиряющий богов».
Тронное имя — Nesu-bity: Nebcheprure. «Царь Верхнего и Нижнего Египта, Проявление бога Ра».
Личное имя — So-Re: Tutonchomun (heqo-iunu-schemo). «Сын Ра, Живой образ Амона, правитель Верхнего Египта и Гелиополиса».
Четвертое и пятое имена помещены в картуши. Фараоны первых династий стали обрамлять свои имена Гора в рамку, так называемый серех — упрощенный рисунок крепости с изображением сокола, символа Гора. Только фараон IV династии Снофру (около 2639 — 2604 годов до н. э.) приказал заключить его личное имя в картуш. Фараон Нефериркар из V династии, правивший около 2483 — 2463 годов до н. э., применил обрамление для тронного имени.
На языке древних египтян картуш назывался шену от глагола «ше-ни», означавшего «окружать». Возможно, при начертании картуша за образец было взято «кольцо Шен» — древнеегипетский символ Вечности. В религиозном мировоззрении древних египтян имя имело чрезвычайно важное значение для жизни после смерти. Картуши с именами ненавистных фараонов скалывали с каменных плит саркофагов, храмов и гробниц. Людям запрещалось произносить их имена.
Жрец-историк Манефон называет первым фараоном царя Менеса. Согласно древним надписям, он был царем Верхнего Египта и звался Нармер или Аха. Этот правитель объединил Верхнее и Нижнее царства в единое государство под своей властью и впервые надел бело-красную двойную корону. После него правили еще несколько царей Первой Династии — преемники Хора (бога-сокола).
Упоминание о царе Менесе как о родоначальнике древнеегипетских царей повторяется в сочинениях греческих и римских историков, но не исключено, что это фигура легендарная — обобщенный образ царя-основателя и вождя-полководца. Считается, что Менес (Аха) родился в Верхнем Египте, в городе Тин. Согласно Геродоту, царь Менес провел большие земляные работы, чтобы построить крепость, ставшую позднее городом Мемфисом — резиденцией фараона и столицей древнеегипетского государства. Он построил к югу от крепости храм местного бога Птаха и впервые совершил символические обряды соединения папируса (символа Севера) и лотоса (символа Юга). Царь Менес увенчал себя двойной красно-белой короной, символизировавшей вечное единство Верхнего и Нижнего Египта. В торжественной процессии он обошел вокруг святилища и крепости. Эта церемония коронации стала традиционной, и ее повторяли при восхождении на престол все фараоны Древнего Египта.
В тексте, высеченном на каменной стеле в храме бога Амона в Фивах, говорится о «проклятом Менесе», при котором египетскому народу жилось худо, тогда как он сам утопал в неге и роскоши. Из других надписей следует, что царь Менес установил новые культы и порядок храмовых ритуалов.
Диодор пересказал легенду о том, как царь Менес охотился в Файюме, и на него набросились его собственные собаки. Находчивый Менес прыгнул с берега в озеро, а там плавал нильский крокодил, который посадил его себе на спину и переправил на другой берег. В память о своем чудесном спасении царь Менес выстроил на этом месте город, а озеро посвятил крокодилу. У Диодора также написано, что царь построил себе пирамиду (хотя пирамиду изобрел визирь Имхотеп четырьмя столетиями позднее) и что этот премудрый царь научил свой народ возносить молитвы богам и жить по-людски. Это утверждение, возможно, является смутным отголоском деятельности энергичного правителя в стране, в которой долгое время кипели распри и кровопролитные междоусобицы.
Согласно цитате из Манефона, приведенной Африканом, великий царь Менес умер на 63-м году своего правления от ран, полученных во время охоты на бегемотов. Охота на бегемотов была излюбленным развлечением древнеегипетских царей, так что этот трагический эпизод кажется вполне правдоподобным, хотя, скорее всего, это такая же легенда, как и переправа через озеро с помощью дружелюбного крокодила. Хотя Менес считается первым фараоном объединенного Древнего Египта, он все же фигура больше легендарная, чем историческая. Вряд ли историкам когда-нибудь удастся добыть более достоверные сведения об этой таинственной личности.
Джосер Великолепный (Нечерихет, Тосорфрос у Манефона), который правил около 2635 — 2611 годов до н. э., — второй фараон III династии и эпохи Древнего царства. Надписи на каменной плите неподалеку от Асуана повествуют о семилетней засухе при правлении фараона Джосера и о страшном голоде, поразившем страну. Премудрый Джосер подарил жрецам богини Исиды остров Филе, а жрецам бога Хнума — остров Элефантину. Всесильные боги сжалились над египтянами, и засуха прекратилась.
Джосер утвердил свою власть на Синайском полуострове, где добывали бирюзу и медную руду. Новую границу Египта он установил по первому порогу на Ниле. Его военные походы дали Египту много рабов, которые пригодились при возведении монументальных построек, в первую очередь ступенчатой пирамиды, которая прославила Джосера в веках гораздо больше, чем его военные победы и территориальные приобретения.
Знаменитую ступенчатую пирамиду Джосера и комплекс храмовых сооружений построил замечательный строитель, талантливый архитектор и выдающийся ученый Имхотеп, который был при Джосере визирем (чати) и верховным жрецом бога Ра. Предполагается, что Имхотеп сам изобрел пирамидальную форму постройки. Он надстроил над прямоугольной каменной мастабой фараона еще три мастабы меньших размеров, и получилась четырехступенчатая пирамида, которую впоследствии надстроили до шести ступеней, так что пирамида достигла высоты 61 м. Возможно, что первую мастабу начали строить еще для фараона Санах-та, но пирамиду Джосера принято считать первым каменным сооружением Древнего Египта.
Пирамида Джосера строилась в качестве фамильной усыпальницы для всей его семьи. Позднее в пирамидах хоронили только фараонов, а не их родственников. В пирамиде Джосера нашлось место для всех его жен и детей. В просторном сооружении было 11 погребальных камер. Пирамида сохранилась до наших дней, только стала ниже на несколько метров.
Усыпальница самого фараона находилась не в одной из погребальных камер внутри пирамиды, а была высечена в скале под фундаментом пирамиды. С этой целью в скальной породе пробили квадратную шахту площадью около 7 м и глубиной в 27,45 м. На дне была построена усыпальница из гранитных плит, привезенных из Верхнего Египта. В крыше усыпальницы предусмотрели отверстие для укладывания мумии. После погребения крышу закрыли гранитной плитой весом в 3,5 т. Вход в шахту был расположен далеко за пределами пирамиды, в узком туннеле к северу от нее. Туннель вел глубоко вниз под пирамиду и обрывался в шахте. Этот подземный ход и шахту до самой гранитной крыши засыпали щебнем. От большого центрального колодца отходили во все стороны подземные коридоры. Стены некоторых из них покрывали синие изразцы, имитировавшие тростниковые циновки, — они напоминали легкие перегородки во дворце фараона. Общая протяженность подземных переходов составляла не меньше километра. Все высеченные в скале туннели с их неожиданными изгибами и тупиками вели в конце концов к многочисленным тайникам, где находились тысячи каменных ваз и кувшинов, выточенных из алебастра и из порфира, очень твердого, трудного в обработке камня. Некоторые сосуды подписаны именами фараона Джосера и его предшественников.
Вокруг ступенчатой пирамиды группировался ансамбль каменных зданий. Раньше вокруг усыпальницы фараона строили стену, внутри которой совершались жертвоприношения, В планировке всего поминального комплекса Имхотеп показал настоящее новаторство и размах: он построил каменную стену высотой около 10 м и протяженностью 1650 м. В стене было 15 ворот, причем только одни ворота были настоящими, все остальные — ложные. Внутри крепости Имхотеп возвел каменные здания, облицованные резными известняковыми плитами. Такой отделки наружных стен зданий в Египте нигде больше нет. Некоторые из рельефов на стенах, возможно, были связаны с празднеством Сед — ритуалом настолько древним, что содержание его давно забыто. На стене одного из туннелей в скале под оградой пирамид сохранился каменный рельеф, представляющий бегущего фараона Джосера в двойной короне. Быстрый бег, предположительно, был частью церемонии, то есть фараон показывал свою силу и выносливость, необходимые правителю страны.
Кроме пирамиды в Саккара, в Бет-Халлафе, в южной части некрополя в Абидосе, по приказу Джосера построена громадная символическая гробница. Длина кирпичной мастабы составляла 100 м, а высота — 10 м. Длинная лестница вела в подземное помещение, разделенное перегородками на 18 комнат, одной из которых была погребальная камера.
Сколько лет правил Джосер, точно неизвестно, все даты правления предположительные, во всяком случае, это был золотой век Древнего Египта. При фараоне Джосере началось строительство прославленных египетских пирамид, составлен первый египетский солнечный календарь.
Аменемхет III Немаатра (в греческих источниках — Лахарес) был сыном фараона Сенусерта III. Во время его правления власть фараона была сильнее, чем при любом другом фараоне в эпоху Среднего царства. Ученые заметили, что при Аменемхете III не строились роскошные гробницы номархов. Значит, ему удалось создать опору среди новой знати, выдвинувшейся из чиновников и военных, и существенно ограничить власть номархов. Военных походов при Аменемхете III было сравнительно мало, потому что границы Египта были установлены и надежно укреплены при его предшественниках. Но в надписях, относящихся к его правлению, все же встречаются указания на «разгром Нубии» и «открытие стран Азии».
Правление Аменемхета III отмечено интенсивной созидательной деятельностью. Он улучшил устройство египетских поселений на Синае, позаботился о водоснабжении и обеспечил Синай постоянной охраной. Эти меры принесли скорые плоды: увеличилась добыча руды на медных рудниках, а разработка месторождений бирюзы стала давать большую выгоду.
Несмотря на многолетнее правление Аменемхета III, от него осталось очень мало надписей. Но во всех записях отзывы об этом фараоне — благоприятные.
При Аменемхете III были завершены большие ирригационные работы в Фаюмском оазисе, начатые задолго до его правления. Аменемхет III возвел огромную насыпь (длиной 43,5 км), чтобы осушить большую часть Фаюмского оазиса и сделать ее пригодной для земледелия. Из сочинений греческих авторов известно, что египтяне соорудили шлюзы и плотины, при помощи которых избытки воды от разлива Нила отводили в Фаюмское водохранилище (у греков — Меридово озеро). Современные вычисления показывают, что таким способом можно было запасти достаточно воды, чтобы во время низкого уровня воды в Ниле в продолжение 100 дней увеличивать в два раза проток воды в реке вниз по течению реки от Фаюма.
На осушенной земле Фаюмского оазиса были построены город Крокодилополь (или Арсиноя) и храм, посвященный местному богу-крокодилу Собеку (или Себеку). На северной границе осушенной части оазиса установили два массивных пьедестала в форме усеченных пирамид, высотой более 6 м. На постаментах возвышались громадные (11,7 м) статуи Аменемхета III, высеченные из желтого кварцита. Во время разлива Нила постаменты иногда почти полностью уходили под воду, а статуи выступали прямо из воды — непоколебимые, массивные, величественные.
Там же в Фаюме Аменемхет III создал интересное каменное строение, вызывавшее восхищение у греков. Это обширное здание со множеством коридоров и залов греки назвали Лабиринтом. Лабиринт имел действительно впечатляющие размеры: длина — 305 м, ширина — 244 м. Он насчитывал 3000 помещений, в том числе 1500 подземных комнат. Греческий географ Стробон писал, что потолок каждой комнаты состоял из цельного камня, а все коридоры покрывали отшлифованные каменные плиты необычайно больших размеров, причем ни дерево, ни другие материалы при строительстве не употреблялись — только камень. Здание, которое произвело неизгладимое впечатление на греческих путешественников, возможно, строилось в качестве заупокойного храма Аменемхета III.
Можно предположить, что Лабиринт имел другое предназначение, и в каждом зале должны были стоять статуи многочисленных богов — общих египетских и местных номовых. Единое для всех святилище могло бы послужить духовному объединению народа всего Египта под властью правящей династии. От храма-Лабиринта сохранились только фрагменты рельефов, украшавших стены здания, да несколько кусков разбитых колонн.
Аменемхет III построил для себя две пирамиды. Такое бывало очень редко: после правления Снофру в эпоху Древнего царства никто из египетских фараонов не строил себе сразу две пирамиды. Одна пирамида Аменемхета III построена в Дахшуре из сырцового кирпича. Гранит использовался только для укрепления перекрытий камер и для пирамидиона — камня пирамидальной формы, венчавшего вершину пирамиды. В этой пирамиде фараон велел сделать два входа. Один из них находился по традиции на северной стороне пирамиды и вел в лабиринт коридоров, заканчивавшийся тупиком. Второй вход был устроен в юго-восточном углу и тоже вел в длинный лабиринт, но по коридорам этого лабиринта можно было попасть вниз, в погребальную камеру с красным саркофагом. Аменемхета III в этой пирамиде не похоронили. Вблизи ее обнаружена гробница другого фараона, вероятно, из следующей XIII династии. Почему фараон не использовал совершенно готовую, специально для него возведенную пирамиду, осталось загадкой.
Вторая пирамида Аменемхета III построена в Хаваре. Эта пирамида стояла в центре вновь основанного царского некрополя, частью которого, возможно, был и знаменитый Лабиринт. Сейчас от нее остался лишь приплюснутый глиняный конус диаметром около 100 м и высотой 20 м. Вход в погребальную камеру был расположен с южной стороны пирамиды. Сама камера сделана великолепно и является прекрасным образцом древнеегипетских архитектурных традиций. Просторная погребальная камера вытесана из цельной глыбы твердого желтого кварцита и весит больше 100 т. Толщина стен составляет 60 см. Крышка из кварцита имеет толщину 1,2 м и весит около 45 т. Сверху камера перекрыта двускатной крышей из двух известняковых блоков весом по 50 т каждый. В камере находятся два саркофага. Судя по надписям, в одном был похоронен сам Аменемхет III, в другой — его дочь Птахнефру. Для дочери предназначалась небольшая пирамида рядом с главной. Аменемхет III правил около 45 лет и так же, как и его отец, оставил после себя серию замечательных скульптурных портретов прекрасной работы.