Просмотров: 5374
Кто-то из нас любит устраивать свидания при ярком солнце, а кому-то мелкий моросящий дождик кажется более романтичным. А вот самцы китайских богомолов для "амурных дел" предпочитают исключительно ветреную погоду. Именно тогда у них появляется куда больше шансов остаться живыми и здоровыми после спаривания с агрессивными и кровожадными самками.
Как мы знаем, любовь у богомолов весьма коротка, и результат у нее, как правило, один — самка съедает самца во время спаривания. Зрелище это, надобно сказать, не для слабонервных: часто можно видеть, как самец с уже оторванной головой тем не менее все еще продолжает оплодотворять свою кровожадную подругу. Впрочем, нельзя сказать, что он гибнет зря — усвоенные самкой дополнительные питательные вещества будут способствовать быстрому развитию детенышей.
Также совершенно неправильно думать, будто бы все богомолы мужского пола заканчивают свою жизнь именно таким печальным образом. Наблюдения ученых показали, что достаточно часто самцы идут на всякие ухищрения. Например, у пятнистокрылых богомолов (Iris polystictica) кавалер, лишь только завидев даму своего сердца, начинает медленно, с остановками и замиранием подкрадываться к ней. Самка в это время занимается своими обычными делами: охотится, ест добычу, или просто чистится. Но стоит ей заметить ухажера и повернуть в его сторону голову, как он быстро замирает и долгое время вообще не двигается. Любопытно, что подобное приближение с "обходными маневрами" может продолжаться пять-шесть часов.
Было также замечено, что чаще всего самец приближается к самке сзади, со стороны спины — это грозит ему наименьшими неприятностями. И когда спаривание заканчивается, то он весьма шустро ретируется. Как видите, отменная скорость реакции, сообразительность и осторожность нередко сохраняют жизнь и здоровье шестиногому донжуану. Но если кавалер вдруг ошибется и зайдет сбоку, то самка сразу же атакует его. И в этом случае он может даже не успеть оплодотворить ее.
Кроме того, было замечено, что проявляет агрессивность только голодная самка. Если же грозная охотница сыта, то с какой бы стороны ни приближался к ней ее воздыхатель, она не проявляет своих кровожадных замашек. И в этом случае самцу также можно не торопиться уходить после совокупления — самка не будет его преследовать.
А что касается брачного поведения представителей такой группы богомолов как эмпузы (семейство Empusidae), то у них самки и самцы часто вообще не проявляют друг к другу никакой агрессии. Вот что писал о размножении особей Empusa pauperata известный натуралист Жан Анри Фабр: "…Ссоры и взаимное поедание здесь совершенно неизвестны. Неизвестна также ужасная любовь. Самец здесь настойчив, предприимчив и долго добивается взаимности. Несколько дней он ухаживает за подругой, прежде чем добьется успеха.
Супруг после того мирно удаляется и принимается за свои мелкие охотничьи делишки, не подвергаясь опасности быть съеденным супругой. Затем оба пола живут в мире, равнодушные друг к другу до середины июля. Тогда состарившийся самец охладевает ко всему, не охотится больше, ходит пошатываясь и, мало-помалу спускаясь с верхушки колпака, падает на землю и умирает".
Итак, как видите, далеко не все самки богомолов столь кровожадны, как о них принято думать. В то же время даже у весьма агрессивных видов этих насекомых, каким, например, является обитающий в лесах Юго-Восточной Азии китайский богомол (Tenodera sinensis), самцы часто сохраняют себе жизнь, проявляя смекалку и сообразительность. Недавно японские энтомологи из Университета Кинки установили, что кавалеры, для того чтобы избежать атаки самки, идут к ней по трясущимся от ветра листьям, чтобы та не почувствовала их шагов. Ту же тактику богомолы используют при охоте, стараясь незаметно подобраться к жертве. Получается, что для них лучшей погодой для спаривания является ветреная.
Наблюдая за этими забавными насекомыми, ученые выяснили, что китайские богомолы мужского пола, собираясь к самке, всегда ждут, когда подует ветер. Если же на дворе стоит полный штиль, то самец никогда не рискнет приблизиться к своей избраннице. А нужно ему это вот для чего — на трясущихся листьях и ветвях их приближение не так заметно, и у самки нет преимущества в атаке.
Проведя ряд экспериментов, биологи также выяснили, что, собственно говоря, сам по себе ветер тут был совершенно ни при чем. Опыты показали, что если листья, по которым шел самец, были закреплены неподвижно, самка все равно замечала его издалека, с ветром или без. Но когда ученые в отсутствие ветра (который в лабораторных условиях обеспечивал вентилятор) просто начинали трясти веточку, то прекрасная опасная сердцеедка (хотя в случае богомолов, наверное, следует сказать, мозгоедка) снова переставала замечать спешашего к ней на крыльях любви ухажера.
Исследователи также установили, что те кавалеры, которые предпочитали затевать любовные игры в ветреную погоду, действовали быстрее и быстрее достигали вожделенной цели, оставаясь при этом целыми и невредимыми. А вот конец тех, кто отваживался приблизиться к даме, когда ветра не было, обычно был весьма печален. В связи с этим у энтомологов возник вопрос — каким образом самцы "додумались" до того, что ветер является их союзником в любовных делах?
Наблюдения за китайскими богомолами в дикой природе показали, что как самцы, так и самки предпочитают охотиться именно в ветреную погоду. Подкрадываясь к добыче по трясущемуся от ветра листу, они делаются совсем незаметными, и это повышает их шансы на удачный исход охоты. Так что, судя по всему, самцы китайских богомолов в процессе эволюции всего лишь догадались применить к процессу размножения старую и испытанную охотничью стратегию.
Итак, как видите, иногда охотничьи повадки могут помочь завоевать сердце прекрасной дамы. И самому при этом не потерять голову…