onua.org » Космос » Коричневые карлики танцуют вальс

Коричневые карлики танцуют вальсНаша Солнечная система имеет одно центральное светило — Солнце. Однако во Вселенной двойные звезды в качестве центральных гравитирующих тел встречаются столь же часто, как и единственные! И недавно были получены сенсационные данные об одной из подобных систем, существование которой считалось невозможным, с точки зрения теории звездообразования.

Инфракрасный телескоп Соединенного Королевства (United Kingdom Infra-Red Telescope), расположенный на Гавайских островах, служит для получения данных о двойных звездах. Среди них особенно интересными являются четыре пары подобных двойных светил, взаимное вращение которых совершается с удивляющей ученых быстротой! Менее чем за четыре часа они совершают свое круговращение друг вокруг друга. Их корональные магнитные поля могут взаимодействовать, и это электромагнитное взаимодействие должно сказываться определенным образом на физических параметрах их движения. Подобная догадка возникла у астрофизиков тогда, когда они приступили к анализу обнаруженных парных звезд.

Ранее полагали, что орбиты таких объектов могут быть неустойчивыми, а расстояния между парными звездами должны быть весьма значительными, чтобы существование этих пар было стабильным. Когда были выявлены двойные системы с периодом обращения около пяти часов, их параметры считали предельными для таких объектов. Но при помощи новых данных инфракрасного телескопа ученые обнаружили четыре двойные звездные системы, период обращения которых составляет менее четырех часов!

Среди них самой быстро вращающейся является система 19b-3-06008. Она состоит из двух звезд — красных карликов спектрального класса M4 с температурой поверхности около 3 150 K и периодом вращения 0,1121 суток, время менее трех часов! Масса этих космических крошек оценивается как 0,15-0,25 массы Солнца. Обращаются они на очень малом расстоянии друг от друга — предположительно между ними несколько миллионов километров!

Сведения о таких двойных системах не соответствуют принятым моделям формирования двойных звезд. Считалось, что сам процесс звездообразования невозможен для объектов, находящихся в столь тесной близости — просто потому, что их "звездные коконы" в процессе формирования светила имеют гораздо большие размеры. Вещество протозвезд могло объединиться в образовании одной звезды, а вовсе не пары.

Получается, что "близкая пара" красных карликов могла образоваться только тогда, когда их сближение происходило замедленно, с потерей угловых моментов и замедлением осевого вращения. Подобное замедление посредством известных нам механизмов — за счет потери массы со звездным ветром — может длиться чрезвычайно долго.

Электромагнитная природа сближения двойных звезд предложена астрофизиками для объяснения потери углового момента быстро вращающихся карликов. Взаимодействие их корональных магнитных полей может являться своеобразным "тормозом", вследствие наличия которого звезды-карлики не только замедлят осевое вращение, но и сблизятся друг с другом! Такие магнитные поля звезд-карликов имеют причудливую структуру, они быстро трансформируются в процессах динамики общего магнитного поля конкретной звезды. И их преобразования сопровождаются мощными "вспышечными" явлениями.

Стремительное взаимное вращение двойных карликов вокруг центра масс должно иметь траекторию сжимающейся спирали. Постепенно расстояние между "вальсирующими" звездами будет сокращаться… Не исключено, что космический катаклизм объединения двойной звезды в единое целое произойдет в финале их космического вальса.

Следует заметить, что динамика короны нашего Солнца подчиняется известным закономерностям в течение солнечных циклов. В минимумах циклов корона становится плоской и приближенной к плоскости солнечного экватора. В максимуме прихотливо организованная корона видна вокруг всего диска Солнца. Солнечную корону не возмущают сторонние источники, она варьируется только за счет собственных гелиофизических процессов. Тем не менее, наша звезда также претерпит преобразование в белый карлик через шесть миллиардов лет.

Будущее же "вальсирующих" двойных звезд может быть более драматичным, а их звездные жизни — более краткими. Хотя сами по себе карлики и являются общепризнанными звездными долгожителями во Вселенной, но условия их соседства с аналогами могут ускорить их превращения. По-видимому, астрономам теперь видна перспективная задача — пронаблюдать финал сближения двойных звезд!

Не исключено также, что он происходит где-то уже сейчас. Данные об этом событии пока отсутствуют, но в ближайшем будущем могут быть обнаружены. В то же время нельзя не отметить, что у этой у важной астрофизической задачи есть весьма иронический аспект — неужели действительно близкое соседство сокращает звездную жизнь звезд-карликов, которых принято считать самыми долговечными типами звезд в галактических просторах?
Вы читаете новость Коричневые карлики танцуют вальс если Вам понравилась статья Коричневые карлики танцуют вальс, прокоментируйте ее.