Просмотров: 6391
Таинственный феномен исчезновения пчел не находит объяснения, ясно только одно – это явление приобрело глобальный характер. К такому выводу пришел коллектив авторов доклада, посвященного массовой гибели этих насекомых-опылителей, который был подготовлен по заказу Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП).
Изучив множество факторов, превративших планету в мир, враждебный для тружениц-пчел, ученые призвали человечество одуматься и перестать рубить сук, на котором держится продовольственная безопасность миллиардов жителей земного шара. Тему продолжит Наталия Терехова.
Природа-мать подарила человеку уникальный механизм для опыления практически всех фруктовых, ягодных, сельскохозяйственных и дикорастущих цветковых растений – пчелу. Мало кто отважится потягаться силами с этим маленьким трудоголиком. Ученые подсчитали, что средняя семья в 30000 медоносных пчел за один день посещает 2 млн. цветков. Вернее, посещала. В последнее время армия рабочих пчел просто тает на глазах, отмечает профессор Петер Нойман из швейцарского центра исследования пчел:
«Количество пчелиных колоний в Европе сокращается на протяжении последних 20 лет. Точно такая же тенденция прослеживается и в Соединенных Штатах, где число пчелиных семейств неуклонно снижается с середины прошлого столетия и по сей день».
И это не просто сокращение числа пчел. Речь идет о массовом исходе рабочих пчел из ульев. Впервые это явление было описано американскими пчеловодами в 2006 году, и впоследствии получило название «синдром разрушения колоний». Это когда рабочие пчелы – костяк пчелиного семейства или колонии – в один прекрасный день навсегда покидают родной улей и никогда больше туда не возвращаются. Ученые утверждают, что, разрушив семью, пчелы поодиночке умирают. Профессор Нойман склонен винить в этом человека и его неумелое управление экосистемами:
«Главные факторы, вызывающие упадок пчеловодства в Европе и США, – социально-экономические. Хотел бы привести такой пример. После краха Берлинской стены и распада ГДР количество пчелиных колоний в Германии сократилось на 75%».
Одержимые повышением урожайности фермеры активно применяют химикаты. В Европе и США всплеск интереса к пестицидам и инсектицидам как раз приходится на 50-60-е годы прошлого столетия. Именно в это время внимательные пчеловоды заметили некоторое изменение поведения насекомых-опылителей. Но, судя по всему, не придали этому большого значения, ведь выгоды повышения производительности сельского хозяйства значительно перевешивали так называемые издержки производства. Сегодня развитые страны отказались от некоторых видов токсичных химикатов, но появились другие факторы риска, угрожающие семействам пчел, говорит Петер Нойман:
«С одной стороны, это питание и пестициды, а с другой – патогенные микроорганизмы, клещи, грибки, вирусы и бактерии. Все это ослабляет иммунитет пчел и приводит к коллапсу пчелиных колоний».
В последние годы пчелы действительно стали много болеть. Одно из смертельно опасных заболеваний, которое просто косит обитателей ульев, называется варроатоз. Его переносит крошечное насекомое, от которого практически невозможно избавиться:
«Это активный паразит, который называется клещ варроа. Он опасен тем, что высасывает из пчелы все жизненные соки. Это самая распространенная пчелиная болезнь, которая причиняет пасечникам множество хлопот, так как избавиться от этих клещей очень трудно, а лечение и выхаживание ослабленных пчел занимает массу времени и редко приводит к желаемым результатам».
Вот поэтому фермеры предпочитают не тратить время и деньги зря и продолжают бизнес as usual, сетует Петер Нойман:
«Пасечники перевозят колонии пчел на огромные расстояния. Например, в США улья могут транспортировать из Флориды в Калифорнию для опыления сельскохозяйственных культур. Столь длительные поездки подвергают семейства пчел колоссальному стрессу».
Человечеству не стоит рассчитывать на то, что в 21 веке технический прогресс позволит ему стать независимым от природы, подчеркивают авторы доклада ЮНЕП. То, как люди обращаются с природным богатством, во многом определит их общее будущее, считает Петер Нойман:
«В одиночку ни одна страна мира не в состоянии справиться с проблемой исчезновения пчел, в этом можно не сомневаться. Ответом на столь сложный многоаспектный вызов должна стать глобальная сеть, которая мобилизует международные и национальные подходы и предложит общую стратегию предотвращения вымирания пчелиных колоний».