onua.org » Космос » К Земле стремительно приближается огромная комета

К Земле стремительно приближается огромная кометаОна обещает стать самой яркой в истории наблюдений и затмит собой Луну.

Недавно обнаруженная двумя астрономами-любителями, комета продемонстрирует небывалое небесное шоу, начиная с 28 ноября 2013 года, когда небесное тело будет проходить на расстоянии менее двух миллионов километров от Солнца – по астрономическим меркам это совсем рядом. Если прогнозы оправдаются, комета станет одной из самых больших в истории человечества и превзойдет по яркости такие небесные тела, как кометы Хейла-Боппа 1997 года и Pan-STARRS (C/2011 L4), которую можно будет наблюдать на небе в марте 2013 года.

Новая комета, названная C/2012 S1 (ISON), была обнаружена Международной научно-оптической сетью в России 21 сентября, когда астрономы Виталий Невский (Петрозаводск, Россия) и Артем Новичонок из Беларуси запечатлели ее с помощью любительского 0,4-метрового отражателя. Затем к наблюдением за необычным небесным телом подключились профессиональные астрономы.

Они-то и заметили, что в поведении и внешних признаках кометы много общего с так называемой Большой кометой, пролетевшей вблизи Земли в 1680 году.

Почти параболическая орбита ISON указывает на то, что она прилетела из Облака Оорта – огромной области ледяных объектов, вращающихся по орбите Солнца, нетронутых остатков формирования Солнечной системы. Астрономы полагают, что их там несметное множество. В настоящее время комета находится в северо-западном углу созвездия Рака. При звездной величине +18 она сейчас слишком тусклая, чтобы ее разглядеть невооруженным глазом. При этом запасливая комета уже обзавелась хвостом, заметным для астрономических наблюдений. По мере приближения к Солнцу ядро небесной гостьи будет разогреваться, и однажды её смогут наблюдать даже в Северном полушарии без всякой оптической аппаратуры. Необычное по яркости зрелище продлится не менее двух месяцев, полагают астрономы. Мимо Земли комета пронесется в конце декабря 2013 года — начале января 2014. Сам собой возникает вопрос: не опасно ли столь близкое соседство для обитателей Голубой планеты?

Будет интересно

«Минимальное расстояние до нее составит 0,42 астрономической единицы — это почти 62 миллиона километров, — говорит Юрий Зайцев, старший научный сотрудник Института космических исследований РАН. — Меньше, чем половина расстояния от Земли до Солнца, но достаточно далеко, чтобы не опасаться столкновения». При этом не все астрономы уверены, что комета C/2012 S1 (ISON) сохранится. Не исключено, что на подлете к Солнцу она разрушится, как разрушилась в августе прошлого года комета Еленина (C/2010 X1), открытая Леонидом Елениным в 2010 году.
«Пока мы можем лишь гадать, как будут развиваться события», — заявил Карл Бэттэмс — представитель проекта Sungrazer Comet Project, поддерживаемого НАСА.

А исследователь комет Джон Бортл, первым подметивший, что траектория новой кометы подозрительно точно совпадает с той, что была у так называемой Великой (или Большой) кометы 1680 года, предполагает, что нынешняя и прежняя кометы когда-то были одним целым — кометой циклопических размеров.

Великая комета 1680 года довольно примечательна. Она стала первой кометой, открытой немецким астрономом Готфридом Киршем с помощью астрономического инструмента — телескопа. Своей яркостью и особенно необычайно длинным хвостом она поразила современников, её запечатлели художники и, в частности, известный маринист Лав Питерс Вершуер. Ученые полагают, что она стала первой из зафиксированных комет семейства Крейца — в этом случае она должна быть периодической, иначе говоря, должна время от времени появляться вблизи Солнца. Периодичность у комет может быть разной – от нескольких десятков (как у кометы Галлея) до нескольких тысяч лет.

Ледяное диво

Для того, чтобы прояснить природу комет, существует множество гипотез – от вполне научных до фантастических. Родоначальником научных представлений о кометах стал Эдмунт Галлей, который рассчитал и опубликовал в 1705 году орбиты 24 комет и обратил внимание на сходство параметров у некоторых из них. С древнейших времён до наших дней замечено и описано уже около 2000 комет. Оказалось, что большинство комет движется по эллипсам, умеренно или сильно вытянутым. При приближении к Солнцу комета образует хвост, состоящий из газа и пыли, и кому, что означает вовсе не угрожающее жизни состояние, а туманную оболочку, окружающую кометное ядро. Потоки солнечных лучей выбивают частицы газа из комы и отбрасывают их назад, вытягивая в длинный дымчатый хвост, который движется за ней в пространстве.

Теорию хвостов и форм комет разработал в конце XIX века русский астроном Фёдор Бредихин (1831—1904). Ему же принадлежит и классификация кометных хвостов, использующаяся в современной астрономии. Исчерпывающее представление о кометах астрономы получили благодаря успешным «визитам» в 1986 г. к комете Галлея космических аппаратов «Вега-1» и «Вега-2» и европейского «Джотто». Многочисленные приборы, установленные на этих аппаратах, передали на Землю изображения ядра кометы и разнообразные сведения об её оболочке. Оказалось, что ядро кометы Галлея состоит в основном из обычного льда (с небольшими включениями углекислых и метановых льдов), а также пылевых частиц. Именно они образуют оболочку кометы, а с приближением её к Солнцу часть из них — под давлением солнечных лучей и солнечного ветра — переходит в хвост.

Как показали спектроскопические наблюдения, свечение оболочек головы кометы и хвоста создается газовыми молекулами и пылью. Голова и хвост кометы совершенно прозрачны. Когда комета оказывается между Землей и какой-либо звездой, свет этой звезды доходит до нас без малейшего ослабления.

Значит, газы и пыль в кометах чрезвычайно разрежены. Даже при тесных сближениях комет с небольшими планетами земной группы ни разу не удалось заметить изменения движения планеты под действием притяжения кометы. Ф. А. Бредихин, изучая хвосты комет, предполагал, что отталкивательное действие Солнца, приводящее к появлению кометных хвостов, имеет электрическую природу. Этот взгляд был впервые высказан еще М. В. Ломоносовым, который писал о кометах: «… бледного сияния и хвостов причина недовольно еще изведана, которую я без сомнения в электрической силе полагаю». При этом кометы остаются для ученых большой загадкой.

Разносчики жизни

В частности, остаётся непонятым феномен так называемых подкорковых взрывов. Внутри орбиты Земли комета попадает в зону сильного нагрева. Ядро при этом теряет ежесекундно тонны своего веса. И вдруг происходит как будто взрыв глубинной мины. Необъяснимые силы испаряют на глубине громадные объемы льда и выбрасывают при этом огромное количество газа на расстояние в несколько десятков тысяч километров.
Совершенно неясно и то, почему периодические кометы могут многократно проходить у самой фотосферы Солнца без видимого вреда для себя.

Прохождение кометы вблизи поверхности Солнца обычно сопровождается мощнейшими выбросами солнечного вещества в месте «контакта» — почему, также непонятно. Однако от момента прохождения перигелия такой яркой кометой, как C/2012 S1, ученые ожидают исключительно интересных феноменов. Возможно, нынешняя комета прольет свет на многие загадки Вселенной – в частности, поможет понять тайну происхождения жизни. Ведь именно кометам многие ученые приписывают роль переносчика жизни по Вселенной – эта всё более популярная гипотеза носит название космической панспермии.

Проблемой панспермии много лет занимается главный научный сотрудник (а до прошлого года – директор) Палеонтологического Института РАН, академик Алексей Розанов. Именно он в нашей стране стал родоначальником бактериальной палеонтологии – науки об ископаемых микроорганизмах, бурно развивающейся во всем мире. Один из важных выводов, к которым сегодня приходит эта наука – тот, что жизнь, по всей видимости, не зародилась на нашей планете, а была принесена из космоса.

«Раньше в эту гипотезу мало кто верил, но сегодня сторонников всё больше, — говорит академик Розанов. — Доставку бактерий осуществляют кометы. Метеориты, конечно, тоже в этом участвовали. Но в этом случае микробы попадали на Землю уже мертвыми. Мы изучили сотни фрагментов таких небесных тел. Им может быть несколько миллиардов лет, а это значительно старше Земли. При этом бактерии в таких метеоритах морфологически ничем не отличаются от современных, только они — окаменевшие… С кометами – совсем другое дело. Ледяное «тело» кометы – водная среда, в которой бактерии прекрасно сохранялись и вполне могли стать «кирпичиками» для построения основ будущей жизни и биосферы на нашей планете».

По словам Алексея Розанова, именно на бактериальных космических данных строится современные представления о том, что многое на Голубой планете прилетело из космоса и намного старше её. Есть гипотеза, что некоторые из ледяных пришельцев дали толчок земным эпидемиям, в свое время косивших целые города.

Тайна сия

Возникает вопрос: если всё это так, откуда взялись бактерии в кометах? Ведь вряд ли они зародились в теле хвостатой путешественницы. «Вероятно, они «жили» на планетах, где были лужи, болота, озера и так далее, — говорит академик Розанов. — Очевидно, планеты и псевдопланеты разрушались, а осколки их путешествовали по космическому пространству до тех пор, пока не попали на Землю. Существует точка зрения, что Солнечная система регулярно пересекается с потоком вещества во Вселенной.

Возможно, здесь и происходит встреча с «живыми» кометными метеоритами»…
Хотя, конечно, всё это не проливает свет на главный вопрос – откуда вообще взялась жизнь. Говоря о том, что жизнь могла зародиться, в том числе, на других планетах, мы только отодвигаем проблему подальше от Земли. Мы по-прежнему доподлинно не знаем, каким образом всё получилось из «первичного бульона», могли ли биохимические процессы во Вселенной дать такой результат, какой мы наблюдаем сейчас, и если да, то каким образом. «Мельчайшая бактерия гораздо больше похожа на человека, чем смеси химикатов, — пишет по этому поводу профессор биологии Линна Маргулис. — Ведь у бактерии уже есть свойства биологической системы. Поэтому проще бактерии превратиться в человека, чем смеси аминокислот превратиться в эту бактерию».

Поскольку вопросов больше, чем ответов, возникают и другие, не очень научные гипотезы происхождения комет. Они, в частности, гласят, что кометы – это управляемые термоядерные ракеты, с помощью которых по Вселенной и распространяется жизнь. Если это так, то вряд ли в их программу заложено уничтожение планет. Хотя любая, даже самая совершенная техника не застрахована от сбоя. В таком случае, возможно, именно аварией космического корабля объясняется тайна Тунгусского взрыва. Одна из многих десятков версий гласит, что это был отнюдь не метеорит, а ледяной корабль пришельцев, в 1908 году потерпевший катастрофу над поверхностью нашей планеты. Куда он направлялся – загадка, но явно не к нам.

Вифлеемская звезда – тоже комета

Традиционно кометы считались предвестниками весьма значительных перемен на Земле. Високосный 1680 год подтверждает это. По крайней мере, в России. Близилась кульминация глубочайшего внутреннего кризиса — казни протопопа Аввакума и одновременного завершения царствования Фёдора Алексеевича. А древние народы связывали появление комет, в переводе с греческого хвостатых, косматых небесных тел, с возможными катаклизмами на планете. К их появлению на небосклоне относились со священным ужасом. Их обожествляли, наделяли именами и приносили им жертвы. Известный исследователь прошлого века Иммануил Великовский развил и подтвердил математическими расчетами изящную гипотезу о том, что когда-то Венера, вырвавшаяся из недр Юпитера, была кометой, и её приближение к Земле описано в древних источниках вавилонян и шумеров.

«Хвостатая бестия» неизбежно грозила Земле, однако 35 веков назад на её пути встал воинственный Марс, заслонив нашу планету от глобальных разрушений. Для астрофизиков давно не новость, что гигантский северный бассейн Красной планеты, охватывающий 40% её поверхности, является следом от удара по Марсу тела, сравнимого с небольшой планетой. «Было это, по всей видимости, в ту пору, когда жизнь на Земле уже существовала, — полагает ведущий научный сотрудник ИКИ РАН Игорь Митрофанов. — В результате жизнь, если бы она была, на Красной планете погибла. Сегодняшние исследования Марса дают основания полагать, что это версия абсолютно оправданна. Осталось найти и исследовать фрагменты марсианской ДНК, что мы сейчас и делаем с помощью российского прибора ДАН, входящего в состав американского марсохода Кьюреосити».

С пролетом комет вблизи нашей планеты связано множество легенд. Российский исследователь А. И. Резников предпринял интересную попытку найти корреляцию между христианской легендой о Рождестве и появлением в небе Вифлеемской звезды с некоторыми событиями того времени, когда была видна комета Галлея. Автор сумел выявить ряд деталей (например, прошедшее в то время восстание трахонитов), которые говорят в пользу его предположения. Иначе говоря, с астрофизической и исторической точки зрения, тот момент, когда согласно Священному Преданию на свет появился младенец Христос, совпал в появлением на небосводе кометы Галлея, и она стала своеобразным счастливым предвестником для человечества.

Комета Галлея – предвестник Чернобыля

Так было далеко не всегда. С появлением кометы Галлея связывают кровавые войны и разрушительные землетрясения, наводнения и эпидемии, уносящие тысячи жизней. В последний раз комета приближалась к Земле в 1986 году, и посещение ее было отмечено одной из сильнейших экологических катастроф на Земле — аварией на атомной станции в Чернобыле. Впрочем, связано ли одно с другим, неизвестно. Однако трудно считать обычным совпадением библейское предсказание об упавшей с неба звезде по имени Чернобыль. Похоже, сбылось предостережение апостола Иоанна: «Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «Полынь» (по-украински – Чернобыль – авт.), и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки».

Довольно зловеще выглядит и упомянутая Платоном комета Тифона, ставшая, по его мнению, предвестником гибели Атлантиды.

Появление этой кометы, по Платону, было предопределено самим Небом в силу особенности некоторых светил уклоняться от своего пути и падать на Землю, поражая всё своим огнем. Недавно слова философа подтвердил своими исследованиями профессор геологии Венского университета Александр Толлманн. Пытаясь объяснить повышенное содержание в морских донных отложениях, ледниках Антарктиды и Гренландии пыли и вулканического пепла возрастом около 12 тысяч лет, а также «перестройку» ландшафтов Европы, Малой Азии и Америки, он изучал фольклор древних народов и установил тесную связь геологических фактов с бытующими по сей день преданиями о великой катастрофе. Возможно, гибель Атлантиды – аналог Тунгусского взрыва, но только в первом случае под воду ушла целая цивилизация, а во втором удар удалось отвести. Случайность ли это, а если нет, то кто и зачем всё это сделал, – отдельный разговор.
Ядро «кометы, затмившей свет Солнца», по мнению Толлманна, имело не менее трех км. в поперечнике, а при входе в атмосферу Земли оно распалось на семь крупных и несколько малых частей, упавших на поверхность планеты. Места падения осколков подсказали индийские, китайские, центрально-американские и южнотихоокеанские сказания о «падавшей с неба смерти» — «красных раскаленных дождях». Их «капли» — стекловидные тектиты на побережье Тасманова и Южно-Китайского моря, Вьетнама, Австралии и островов Индийского океана — позволили Толлманну датировать катастрофу 10-12-ю тысячами лет.

Космические тела падали с громовым грохотом, ослепительно яркими вспышками, вызывая при ударе «пожар гор», «пламень до небес», множественные землетрясения. По оценке Толлманна, семь роковых ударов спровоцировали землетрясения в 400 раз сильнее современных. Тогда-то и проснулись вулканы. Дым от лесных пожаров смешался с вулканическим пеплом. Температура воздуха поднялась до 70°С (за счет переноса смерчами горячих потоков). Примерно через месяц наступила «великая тьма». Одновременно с ней на сушу обрушились с неба непрерывные ливни, вызванные таянием ледников. Как определили геологи по известняковым породам того времени, на людей и животных лились кислотные дожди («вода была горше полыни»). Из-за азотной кислоты шли «кровавые дожди».
Катастрофический подъем уровня Мирового океана сопровождался цунами — волны высотой до 100 м заливали континенты, распространяясь далеко от побережья.

Например, в знаменитой пещере Шанидар, расположенной на высоте 750 м в горах Курдистана, культурные слои прослеживаются на протяжении 100 тысяч лет. Но на уровне 10 тысяч лет до н. э. следы людей исчезают, уступая место морским отложениям, перемешанным с камнями, обрушившимися с потолка пещеры в результате землетрясений. И только через пять тысячелетий культурный слой появляется снова — как раз ко времени, соответствующему, согласно христианскому летосчислению, сотворению мира (за 5508 лет до Р.Х.). Толлманн усмотрел в этом аналогию со стихами первой главы Книги Бытия, как медленное возрождение Земли после великой катастрофы.

Российский геофизик, доктор геолого-минералогических наук, главный научный сотрудник Института океанологии им. Ширшова РАН Александр Городницкий, не менее известный как бард из поколения «шестидесятников», много лет занимается поисками Атлантиды и ни на минуту не сомневается, что эта страна существовала на самом деле. На это указывают многие исторические и геологические факты. «С позиций современной геологической науки я подчеркивал историческую реальность гибели Содома и Гоморры, Мирового потопа, цунами, утопившего войско фараона, десяти казней египетских и т. д., — говорит Александр Городницкий. — В своих построениях я опираюсь на теорию тектоники литосферных плит».

Городницкий не исключает кометную версию гибели Атлантиды, а также связь других крупных исторических событий с появлением периодических комет. Помимо астрофизических прогнозов, которые помогли бы рассчитать траекторию полета очередной небесной гостьи, он советует читать… библейские тексты. «Во многих частях они абсолютно документально описывают те или иные события, произошедшие на нашей планете, — говорит ученый. — Чем внимательнее мы будем их изучать, тем больше неожиданных открытий они преподнесут».

НАТАЛИЯ ЛЕСКОВА
Вы читаете новость К Земле стремительно приближается огромная комета если Вам понравилась статья К Земле стремительно приближается огромная комета, прокоментируйте ее.