Просмотров: 5199
Если инопланетяне существуют, то как вступить с ними в контакт? Послания, отправленные в космос, пока безответны. А знаменитый астрофизик Стивен Хокинг считает, что попытки выйти на связь рискованны: кто знает, чего ждать от братьев по разуму? По мнению Гарольда де Владара из австрийского Института науки и технологии, помочь тут может теория игр.
Теорией игр называют математический метод изучения оптимальных стратегий в играх. При этом под игрой понимается процесс, в котором участвуют две и более стороны, ведущие борьбу за реализацию своих интересов. У каждой из них имеется своя цель и стратегия, которая может привести к выигрышу или проигрышу — в зависимости от поведения других игроков.
Исследователь утверждает, что в данном случае возникает ситуация, которая в теории игр называется "дилеммой заключенного". Скажем, Незнайка и Пончик из известной сказки в одно и то же время независимо друг от друга были арестованы за подрыв капиталистического строя на Луне. Полиция полагает, что оба действовали по сговору. Тогда им предлагается сделка: если один свидетельствует против другого, а тот хранит молчание, то первого освобождают за помощь следствию, зато второй получает максимальный срок заключения.
Если же оба отказываются давать показания, их судят по более легкой статье (тоже подрыв строя, но уже не по сговору) и приговаривают к полугоду тюрьмы… Если же они оговаривают друг друга, то каждому дают по два года. Так что выбор есть у каждого, но никто из них при этом не знает, как поступит другой.
Здесь та же история, полагает Владар. Обе стороны вольны передавать сообщения в космос или не передавать таковые, однако максимальный результат — контакт — возможен только в том случае, если стороны не будут молчать.
Проведя математический анализ этой дилеммы, ученый пришел к выводу: чтобы выработать оптимальную стратегию, необходимо учитывать фактор риска — например, желание той или другой цивилизации вести межзвездные войны, а также фактор "вознаграждения". То есть какие бонусы земляне могут поиметь с такого контакта?
Наибольшую выгоду в общении с внеземными цивилизациями мы обычно видим в обмене знаниями и технологиями. Но совсем не факт, что пришельцы осыплют нас благодеяниями — возможно, это вовсе не в их интересах…
Допустим, "фактор вознаграждения" был бы очевиден. Тогда обе стороны могли бы применить гибридные игровые стратегии, то есть посылать сигналы в космос, но редко. Ведь если вторая цивилизация уже длительное время ведет поиск "соседей", то даже один целенаправленный радиосигнал привлечет ее внимание.
Это, во-первых, уменьшит вероятность вступления в контакт с враждебной цивилизацией, ведь послания не будут передаваться непрерывно. Во-вторых, такая тактика значительно снизит расходы на космическую радиосвязь, которые сейчас слишком высоки. Поскольку частота, с которой передаются сигналы, оказывается обратно пропорциональна фактору риска, если учесть, что нам неизвестно, какой именно это риск, то есть смысл вести подобные радиопередачи "с экстремально малой частотой", говорит Владар.
В свою очередь, Сет Шостак из Института SETI (США) заявил, что у нас пока еще слишком мало информации, чтобы применить подобные методы теории игр. Например, не исключено, что инопланетяне не ищут нас просто потому, что они в нас не нуждаются. Кстати, не так давно Шостак выдвинул гипотезу о том, что если существует цивилизация, которая даже незначительно более развита, чем наша, то она может использовать свою звезду как гравитационную линзу, которая способна улавливать свет от любых источников, скажем, с расстояния до 500 световых лет.
Таким образом, "братья" должны были бы обнаружить наше существование сразу после того, как на Земле появились факелы и фонари… Если бы они хотели подать нам сигнал, то сделали бы это при помощи световых импульсов. Но мы по причине недостаточно развитого уровня технологий пока не в состоянии их зафиксировать.
В то же время — а что, если концепция, предложенная Гарольдом Владаром, уже пришла в голову кому-то из представителей инопланетной цивилизации, и те тоже решили на всякий случай вести передачи "с экстремально малой частотой"? Между прочим, 15 августа 1977 года астроном Джерри Эйман уже уловил мощный узкополосный сигнал внеземного происхождения. Но идентифицировать его не смогли, так как он более не повторялся. В общем, большого значения "посланию" тогда не придали. Может, зря?