Просмотров: 4769
Марсоход Curiosity показал, что уровень радиации на Красной планете примерно такой же, как на низкой околоземной орбите, где отважные ребята и девчата месяцами болтаются на Международной космической станции. Но визит на Марс от этого не становится менее опасным, ведь лететь придётся довольно долго (и хотелось бы вернуться).
В отличие от Земли, у Красной планеты нет магнитосферы, защищающей от солнечного и галактического излучения. Однако есть тонкая атмосфера, и какую-никакую, но защиту она всё-таки обеспечивает. «Это первое в истории измерение радиационной обстановки на другой планете, кроме Земли, — заявил на пресс-брифинге один из операторов Curiosity Дон Хасслер. — Астронавты могут жить в такой среде».
Метеорологическая станция ровера записала данные о так называемом тепловом приливе. Солнце нагревает атмосферу планеты на обращённой к нему стороне, в результате чего она расширяется и давление падает. Но на другой стороне царит холод, и там атмосфера опускается и сжимается.
Поскольку Марс вращается, выпуклость нагретого воздуха путешествует вместе с дневной стороной с востока на запад. Curiosity стал свидетелем этого эффекта, зарегистрировав изменение давления воздуха в течение суток. В то же время он «обратил внимание» на ежедневные провалы в уровне заряженных частиц, которые совпадали с ростом атмосферного давления (то есть с уплотнением атмосферы). Выходит, марсианская атмосфера всё же выполняет функцию защитного щита.
Учёные пока не готовы оценить суточную дозу облучения людей на Марсе. Но в целом ясно, что она будет ниже того уровня, который зарегистрировал космический корабль с Curiosity на борту во время межпланетного перелёта. Вот это и станет главной проблемой: за три года путешествия туда и обратно космонавты получат в семь раз больше радиации, чем обитатели МКС за то же время.
Совокупное облучение увеличивает риск развития различных видов рака, поэтому космические агентства устанавливают лимиты на пребывание в космосе. Выяснить точную марсианскую дозу необходимо, чтобы понять, как следует защищать космонавтов во время полёта на Красную планету.
Кроме того, есть солнечные вспышки, и Curiosity ещё предстоит увидеть, в какой степени беззащитен перед ними Марс.
Конечно, базу или колонию на Красной планете в любом случае лучше строить под землёй, чтобы на поверхность выходили только роботы. Но человек со своим мозгом, руками и глазами пока намного превосходит любого робота и успеет сделать до завтрака столько, сколько механизм — за неделю. Поэтому придумать, как защитить космонавта, всё-таки надо.
Подготовлено по материалам NewScientist.