Просмотров: 7889
На прошлой неделе благодаря британской газете Guardian мир узнал о том, что в июле у берегов Западной Канады в океан было высыпано более 100 т сульфата железа для подпитки планктона, поглощающего углекислый газ из атмосферы в процессе фотосинтеза, и повышения численности лосося.
Точно неизвестно, как отреагировала морская экосистема, но на суше этот шаг вызвал бурю эмоций: учёные злятся, коренные народы разобижены, противники геоинженерных решений в ярости.
Guardian сообщала, что самый масштабный в истории геоинженерный проект стал вопиющим нарушением международных договоров. Говорилось также о том, что американский предприниматель Расс Джордж задурил голову вождям народа хайда с островов Хайда-Гуаи (бывшие острова Королевы Шарлотты).
В действительности всё было немного не так. Когда с г-ном Джорджем связались редакторы журнала Nature, он обрушился с критикой на СМИ. По его словам, от начала до конца это был проект самих хайда.
Рыбацкая деревушка Олд-Массетт, в которой располагается совет народа хайда и живёт менее тысячи человек, очень хотела восстановить местную популяцию лосося, повысив концентрацию фитопланктона, лежащего в основании морской пищевой цепи. В феврале 2011 года жители деревни проголосовали за выделение $2,5 млн фирме Haida Salmon Restoration Corporation (HSRC), рассказывает глава компании Джон Дисней, отвечающий также за экономическое развитие деревни. Г-н Джордж ранее возглавлял фирму Planktos из Сан-Франциско, которая пыталась коммерциализировать технологию удобрения океана с помощью железа. К нему обратились представители HSRC, и он согласился занять пост главного учёного корпорации. Расходы на этот проект деревня собиралась погасить за счёт продажи углеродных кредитов.
«Мы создали жизнь там, где её не было», — говорит г-н Дисней, утверждая, что в результате фитопланктон расцвёл на площади около 10 тыс. км² и привлёк рыб, птиц и китов. «Единственная разница с тем, что уже делали другие, заключается в том, что мы поднялись на ступеньку выше», — подчёркивает предприниматель.
Это правда, в океан сбросили в пять раз больше железа, чем в ходе предыдущих экспериментов. Но ни один учёный ещё не видел данных, говорящих об успехе или провале проекта. «Я не собираюсь никого голословно осуждать, но эксперименты так не делаются, — говорит морской биолог Виктор Сметачек из Института полярных и морских исследований им. Альфреда Вегенера (ФРГ). — Это довольно сложная наука, и было бы лучше, если бы такими вещами занимались учёные».
Насчёт законности проекта тоже остаются сомнения. Удобрение океанов запрещено добровольным международным мораторием на геоинженерные проекты, а также договором о загрязнении океана. Оба документа делают исключения для научных экспериментов, но ими рекомендовано заниматься только правительственным организациям по защите окружающей среды. И соответствующее канадское агентство ещё в мае предупредило авторов проекта, что им потребуется соответствующее разрешение.
...Которого они так и не удосужились получить, о чём 18 октября официально заявил канадскому парламенту экологический министр Питер Кент. Начато расследование. Выяснилось, что HSRC получила 70 тыс. канадских долларов от Канадского национального исследовательского совета, а Национальное управление исследований океана и атмосферы США предоставило 20 буев для мониторинга состояния воды. Чиновники утверждают, что ничего не знали о планах по удобрению океана, думали — это всё лосося ради.
Но ведь это и впрямь так или иначе имеет отношение к лососю! И Джейсон Блэксток из Оксфордского университета (Великобритания) полагает, что вскоре подобные предприятия станут повсеместной проблемой. Люди будут осуществлять геоинженерные проекты, утверждая, что они делают это не для изменения климата, а для чего-то другого, причём на локальном уровне.
Насчёт продажи углеродных кредитов по итогам такого рода проектов у специалистов есть большие сомнения. Очевидно, что на официальных рынках вроде Европейской системы торговли квотами на выбросы ими торговать нельзя. Значит, придётся искать покупателей где-то ещё.
Неоднозначно и воздействие удобрения океана на поглощение углекислого газа. Г-н Сметачек по итогам эксперимента, проведённого в 2004 году, обнаружил, что по крайней мере половина углерода, поглощённого планктоном, опустилась на дно после гибели организма. Но другие исследования показали, что углерод остаётся в активном биологическом цикле.
Неясно также, поможет ли проект лососю. Небывало обильный косяк нерки (Oncorhynchus nerka) в 2010 году прошёл два года спустя после того, как в результате извержения вулкана на Аляске в океан попал богатый железом пепел, спровоцировавший цветение фитопланктона. Однако многие учёные остаются скептиками.
Так или иначе, но HSRC согласилась предоставить специалистам все свои данные. «Они совершили беспрецедентное, — говорит Джон Найтингейл, директор ванкуверского аквариума. — Я хочу максимум информации, максимум анализа и максимум дебатов».