Просмотров: 5729
Многие галактики демонстрируют бóльшую гравитацию, нежели должны, исходя лишь из их видимой (газ и звёзды) массы. Сейчас это принято объяснять тёмной материей (ТМ), придающей им дополнительную массу.
Эрида и её спутник Дисномия (иллюстрация NASA, ESA, M.Brown).
Но у физика Драгана Хайдуковича (Dragan Slavkov Hajdukovic) из Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН) есть другое объяснение. Вакуум, согласно современным взглядам, наполнен возникающими и исчезающими (в силу взаимной аннигиляции) частицами, которые мы не замечаем только потому, что их жизнь и смерть происходят на предельно коротких отрезках времени, так что мы даже не успеваем зарегистрировать их приборами.
Г-н Хайдукович считает, что эти постоянно возникающие и исчезающие («виртуальные») частицы имеют противоположный гравитационный «заряд», подобно тому как существует положительный и отрицательный электрический заряд. При этом, согласно его концепции, вещество и антивещество обладают гравитационными зарядами разного знака, а потому они гравитационно отталкиваются — возможно, с образованием диполей. В гравитационном поле такие частицы будут создавать поле вторичное, которое в случае галактик может объяснить их большое гравитационное влияние при малой наблюдаемой массе.
Далее. Если вышеописанные виртуальные частицы имеют гравитационный заряд, то, будучи рассеяны по пространству-времени, они и ему придадут некий малый заряд (гравитационный или антигравитационный), который заставляет объекты во Вселенной с ускорением разлетаться в разные стороны. Напомним: сейчас эту роль приписывают тёмной энергии (ТЭ), необходимость в которой, таким образом, снимается теорией Драгана Хайдуковича. Как и потребность в ТМ.
Как проверить эту любопытную альтернативу ТМ/ТЭ? Исследователь предлагает вспомнить метод, при помощи которого Эйнштейн некогда измерил эффекты своей теории на примере Меркурия. Из-за гравитационного влияния других планет он испытывает прецессию.
Ещё в XIX веке было замечено, что происходит это слегка не так, как обещала ньютоновская физика. Эйнштейн же показал, что предсказанное его теорией искривление пространства-времени должно приводить именно к такому результату.
Для проверки гипотезы учёный предлагает обратиться к карликовой планете Эриде и её спутнику Дисномии. Расстояние от этой системы до Солнца столь велико, что релятивистские эффекты, вызванные колоссальной гравитацией светила, для Эриды предельно малы. Следовательно, прецессия вращающейся вокруг неё Дисномии должна определяться ньютоновской физикой и быть равной 13 секундам дуги за 100 лет.
Если же квантовые гравитационные эффекты, описанные Драганом Хайдуковичем, и в самом деле влияют на положение вещей в макромире, то по факту прецессия Дисномии окажется равной 190 секундам дуги в 100 лет.
Измерения такой точности, уверен физик, могут быть сделаны при помощи существующих средств наблюдения. К слову, это лишь часть его необычных концепций.
Изложение теории опубликовано в журнале Astrophysics and Space Science, а с его препринтом можно ознакомиться здесь.
Подготовлено по материалам NewScientist.